Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Педагогам

 

Семинар-практикум

«Приобщение детей дошкольного возраста

к белорусской национальной культуре»

Цель: познакомить педагогов с современными подходами к приобщению детей дошкольного возраста к белорусской национальной культуре; выявить собственные потенциальные возможности для совершенствования профессиональной компетентности.

План проведения:

     1. Формы и методы работы с детьми по приобщению к белорусской народной культуре.

     2. Практическая часть:

* игра «Волшебный сундучок»;

* экскурс в прошлое «Белорусская хата».

     3. Основные принципы образовательной работы по формированию национальной самознательности у детей дошкольного возраста.

     4. Викторина «Беларусь – моя родина».

     5. Методические советы по организации работы с белорусской народной сказкой.

     6. Рефлексия: упражнение «Карусель».

Ход семинара:

Ведущий: 

     Будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения: его ценностных ориентиров, мышления и поведения. Особое значение в воспитании детей придается воспитанию чувства патриотизма, личности с активной жизненной позицией. Любовь к Родине формируется постепенно в процессе накапливания знаний об общественной жизни, труде людей во благо государства, природе, народных традициях. Чтобы понять душу белорусов, через историю, культуру своих земляков, необходимо знать свои корни, свое прошлое и настоящее. Важно приобщать ребенка к культуре своего народа, поскольку обращение к прошлому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

     Загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки – воспитывают в человеке чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
     Патриотизм должен прививаться в семье, в учреждении дошкольного образования, т.к. именно в дошкольном возрасте начинает формироваться мировоззрение человека. «Кто я? Откуда?» - рано или поздно дети задают эти вопросы, и на них нужно отвечать. Но получается иногда так, что мы сами взрослые, мало что знаем о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о более далеких родственниках. Многие из нас не знают народных песен, сказок, танцев, пословиц, поговорок, загадок, игр. Что мы можем передать в духовное наследие детям? Как будут сохраняться лучшие традиции и обряды? Эти вопросы задают и ищут на них ответы и законные представители воспитанников, и педагоги. Важно, чтобы педагоги и родители знали народные праздники, обряды, традиции, игры. Владели родным языком и использовали в своей работе разнообразный белорусский фольклор.

Практическая часть

Игра «Волшебный сундучок»

     В сундучке мелкие предметы белорусского народного творчества или быта. Предложить участникам доставать предметы и рассказывать для чего они.

Ведущий:

     Из какого материала делали хаты?

(дерева, в основном из сосны, ели, дуба)

     Лес готовили зимой, когда растительные соки уходили в корни. Подготовленный зимой материал быстрее высыхал, имел более плотную древесину. Построенные из такого материала дома, могли служить 100-150 лет. Запрещалось использовать в строительстве деревья поваленные бурей. По поверьям, злодеи могут поселиться в новую хату.

Ведущий:

     В каком месте начинали строить хату?

     При выборе места строительства жилья хозяин руководствовался как рациональными соображениями (удобство коммуникаций, характер грунта, окружающая среда, соседство и т.д.), так и древними представлениями. Обычай не позволял строить дом на скрещении дорог, где раньше стояла баня, на том месте, где произошло убийство. Считалось, что в этом месте живут черти, ведьмы. После строительства дома устраивали новоселье - большой семейный праздник. Заранее приглашали священника, который окроплял новый дом святой водой. На ночь перед заселением в хату пускали петуха или кошку, которые, по поверью отпугивали нечистую силу и служили оберегами. При переходе в новую хату со старой брали огонь из очага.

Ведущий:

Сколько комнат имела белорусская хата?

     Хата имела одну комнату, с целью сбережения тепла. К ней пристраивались сени, в которых была отгорожена небольшая кладовая. Она служила для хранения зерна, продуктов, бытовых предметов, одежды.

Ведущий:

Какие постройки размещались рядом с хатой?

     Жилье и постройки размещались по периметру двора. К дому примыкали сараи. Вся дворовая территория делилась на чистый двор и задний двор, где располагались сараи.

Ведущий:

Вспомните и назовите поговорки об особенностях питания белорусов.

  • Якая яда, такая i хада.
  • Хлеб у доме – гаспадар, на працы – друг, у дарозе – таварыш.
  • Вялiкi кусок дзярэ раток.
  • Чалавек галодны нi на што не годны.
  • На смачны раточак знойдзецца раточак.
  • Калi на стале гусь i парася, то работа хараша.

Ведущий:

     Питание белорусов связано с бытом, культурой, обычаями народа. Особенно тесно оно связано с порами года. Трудным для простых людей было весеннее время, когда они ели только картошку, крапиву. Особенностью белоруской народной кухни было экономность в расходовании продуктов, высокая требовательность членов семьи к чистоте и аккуратности. По наличии хлеба судили о достатке семьи. Много присказок и поговорок сложено в народе о хлебе: « Хлеб над всеми господствует», «Хлеб – всему голова» (предлагается перечислить названия белорусских национальных блюд, рассказать рецепты их приготовления).

Ведущий:

     Одной из основных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является широкое приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям культуры, а одним из принципов образовательной работы – принцип тесной взаимосвязи национального и общечеловеческого в воспитании. Это обуславливает поворот к народной педагогике, национальным традициям, фольклору в приобщении к национальной и общечелевеческой культуре. Принцип гумманизации образовательной работы проявляется в создании педагогом условий для развития ребенка, в обеспечении взаимосвязи образовательного процесса в учреждении дошкольного образования с гумманистическими традициями народной педагогики, фольклором, национальным искусством. Принцип последовательности и постепенности – позволяет формировать национальное самосознание детей дошкольного возраста, не нарушая внутреннего мира ребенка: через малое к большому, через известное знакомить с неизвестным. Поэтому детям целесообразно давать элементарные сведения о природе Беларуси, трудовой деятельности белорусского народа, о культуре и искусстве, используя загадки, пословицы, песенки, белорусские народные игры. Новый материал должен иметь под собой фундамент ранее усвоенных знаний. Наряду с принципами природосообразности и индивидуализации выбираются те объекты, которые являются интересными и доступными для восприятия детей данного возраста, с которыми надо познакомить именно в этой возрастной группе. Весь познавательный материал распределяется на протяжении учебного года с учетом психологических, индивидуальных особенностей и половой дифференциации детей группы. Так, учитывая этот принцип, педагог постепенно расширяет содержание образовательной работы по каждому изучаемому объекту, усложняет процесс творческими заданиями, создает ситуации проблемно-поискового характера, дополнительно знакомит с интересными сведениями из истории, легендами, сказками, притчами. В образовательной работе по формированию национального самосознания принцип тесного взаимодействия воспитания в семье и в дошкольном учреждении ярко проявляется через организацию разных форм взаимодействия с законными представителями воспитанников, проведение совместных мероприятий. Только тогда будет определенный результат деятельности, когда работа будет последовательной и системной как у педагога, так и в семье ребенка. Принцип преемственности в работе по формированию национального самосознания также является очень важным. Он проявляется во взаимосвязи между целями, содержанием, методами и приемами организации педагогического процесса воспитателя, музыкального руководителя, руководителя физ. воспитания и др. специалистами. Наличие этой связи поможет сделать процесс интересным, а обучение будет иметь интегрированный характер. Это позволит познакомить детей с одним предметом, рассмотрев его с разных сторон (прослушать белорусскую народную мелодию, посмотреть (исполнить, разучить) танец, выучить загадку, примету, поиграть в подвижную игру и т.д.
Принцип гармонии трех начал в образовательной работе проявляется в соединении физического, эмоционально-индивидуального, интеллектуального развития детей. Этот принцип учитывается педагогом:
При выборе задач, которые необходимо решать во время организации данной формы работы по формированию элементов национальной самосознания.
При выборе методов и приемов работы, для обеспечения потребности детей в подвижной и речевой деятельности, создания положительного эмоционального климата для каждого воспитанника на протяжении всего образовательного процесса. Планирование и организация образовательной работы по формированию элементов национального самосознания с учетом всех принципов сделают процесс эффективным и последовательным, а усвоение знаний детьми дошкольного возраста будет носить творческий характер.

Ведущий:

     Для работы по формированию национального самосознания средствами устного народного творчества подбираются наиболее эффективные формы, методы и средства, надо учитывать, что процесс формирования национального самосознания долгий и сложный, и начинать его надо, прежде всего с ознакомления с родным краем, окружением, подключая средства устного народного творчества. Поэтому основным требованием является создание в дошкольном учреждении необходимых условий, чтобы каждый воспитанник смог почувствовать себя частью своего государства; условия , которые бы позволяли формировать ощущение духовного единства с жизнью своего народа. Для этого необходимо в каждой группе оформить уголок «Моя родина – Беларусь», «Я – беларус», в котором можно разместить:

- альбом с песенками, загадками , подобранными к ним рисунками;
- атрибуты к белорусским народным играм;
- открытки «Наш город», « Наша страна»;
- дидактические игры «Сложи узор», «Украшение одежды». «Назови по-белорусски», «Назови сказку», «Сложи содержание сказки», «Жители белорусских лесов»;
- белорусскую художественную литературу;
- макет карты Беларуси;
- альбомы и фотографии белорусской природы;
- альбомы с рисунками животных и растений Беларуси;
- куклы в белорусской национальной одежде;
- аудиозаписи музыкальных произведений белорусского фольклора.

Викторина «Беларусь – моя родина».
Входит Беларусочка под белорусскую народную музыку, пританцовывает
Ведущий:

К нам в гости пришла Беларусочка . Проходите, пожалуйста!
Беларусочка: Я очень люблю свой край и хочу поиграть с вами.
Для этого нам надо разделиться на две команды «Подснежники» и «Васильки» (ставит бирки на столы, назначается в качестве жюри ведущего).
Беларусочка: У меня в корзинке много интересных вопросов, заданий и игр.
1 вопрос:
Почему наша страна зовется Беларусь? ( потому что люди, которые тут живут, - светлоглазые, стройные, красивые; от большого количества снега, который выпадает зимой; от белого цвета в одежде)
2 вопрос:
Какие виды народных ремесел Беларуси вы знаете? (вышивка, ткачество, плетение, гончарство, резьба по дереву)
3 вопрос:
Какие символы Беларуси вы знаете? (василёк, аист, колос)
4 вопрос:
Какие государственные символы нашей страны вы знаете? ( флаг, герб, гимн)
Ведущий подводит итог.
5 вопрос:
Какие белорусские народные сказки вы знаете? Почему они называются народными? ( “Пра быка і яго сяброў”, “Жаронцы”, “Лёгкі хлеб”, “Не сілай а разумам”, “Лісіца – хітрыца”, “Як кот звыроў напалохаў”, “Селянін, мядзведзь і лісіца”, “Верабей і мыш”, “Кот Максім”)
6 вопрос:
Какие белорусские народные праздники вы знаете?   (“Каляды”, “Гуканне вясны”, “Дажынкі”, “Багач”, “Вадахрышча”, “Масляніца”, “Саракі”, “Валачобніцтва”, “Вялікдзень”, “Сёмуха”, “Купалле “, “Спас”, “Пакровы”, “Дзяды” )
7 вопрос:
Какие деревья растут на белорусской земле? (сосна, елка, осина, дуб, липа, береза, рябина, клён)
8 вопрос:
Какие реки и озёра есть в Беларуси? ( Реки самые крупные: Неман, Днепр, Березина, Сож, Припять. Озера: Нароч, Свитязь, Кромань)
Беларусочка: Все вы знаете, что такое поговорки. Они очень часто используются в фольклоре, художественных произведениях, разговорной речи. Необходимо разучивать их с детьми, так как в них заложен глубокий смысл, народная мудрость. Сейчас я вам буду читать белорусские поговорки, а вы должны назвать русские соответствующие.
1.Любіш паганяць – любі і каня гадаваць.
Любишь кататься – люби и саночки возить.

2.Дзе кухарак шэсць, там няма чаго есць.
У семи нянек дитя без глаза.

3.Чалавек без сяброў, што печ без дроў.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

4. Праца гадуе, а лянота марнуе.
Труд человека кормит, а лень портит.

5.Лежачы і грошы старэюць.
Под лежачий камень вода не течет.

6. Не будзь ласы на чужыя каўбасы.
На чужой каравай рот не разевай.
(ведущий подводит итог).
Беларусочка: А сейчас мы будем учиться «собирать» поговорки. (участникам надо найти продолжение поговорки).
Лепш сто сяброў,
З кім пазнаешся,
Век пражыць -
Хто пытае,
Беларусочка желает всем добра и здоровья, любить свой край и традиции, уходит.
Ведущий:

     Приобщение детей к бел. национальной культуре может быть интересной и творческой работой. Но необходимо помнить, что дошкольный возраст – это период жизни ребенка, когда формируется интерес и потребность в знаниях, а ведущим видом деятельности является игра. Специально подобранные дидактические игры, беседы помогут педагогам выявить уровень сформированности национального самосознания.
Главной целью занятий или других форм работы с детьми является:
     *воспитать чувство гордости за свою Родину, народ, его язык, историю, культуру;
     * углубить знания о родном крае, Родине;
     * формировать готовность проявить свои знания в деятельности;
Хорошие результаты на занятиях по формированию национального самосознания, интереса к национальной культуре, можно достигнуть с помощью следующих эффективных методов и приёмов работы:
     *сюрпризный момент, в которой “спряталась” тема, необычное начало занятия (приход гостя, героя, использование загадки, открытка, рассматривание картины, слушание стихотворения, приглашение в путешествие);
       * загадки как форма фольклорного творчества помогают ввести детей в окружающий мир, развивать фантазию, заставляют думать;
       * стихи содействуют созданию атмосферы доверия в беседах о маме, природе, Родине;
         *проблемные ситуации (дети должны найти выход с помощью анализа, обобщения, сравнения (могут сравниваться гербы разных стран, флаги;               *игровые приёмы “ спрашиваю – отвечай”, “закрой глаза и представь”, “загляни в конверт”, “сложи из частенй” и др.
викторины;
       * использование поговорок, пословиц, малых форм белорусского фольклора;
       *прослушивание музыкальных произведений;
*творческие задания: “нарисуй, что представил”, “придумай сам”, «укрась»;
*использование различных средств воздействия на настроение, эмоциональное настроение детей во время совместной деятельности (слушание музыки, чтение стихов и т.д.);
       * домашние задания : “Спроси у бабушки”, “Сходи на экскурсию”, “Прочитай и выучи”;
       *тайное сообщение о теме следующего занятия заинтересует детей, будет способствовать желанию продолжить деятельность;
Интересными будут занятия в форме игровых поучительных ситуаций, которые “ перевоплотят” детей в учителей, дадут возможность каждому ребенку больше раскрыться, активизировать речь, показать свои знания.
Форма путешествия, с использованием рюкзаков, биноклей, фотоаппаратов, вдохновит на изображение темы занятия в рисовании, лепке, аппликации, тем самым сделает деятельность интегрированной (“Путешествие с аистом по родной Беларуси”, “Птицы поют, к Весне в гости зовут”).
Можно использовать мультимедийную презентацию: “Звуки родной природы”, “Беларусь - синеокая” и др. это сделает процесс ознакомления ещё будет интересным и увлекательным. Кроме специальных занятий, целесообразно проводить тематические вечера, викторины, совместные с родителями праздники, целевые прогулки, беседы. Дети вместе с родителями могут сделать рукописные альбомы “Белорусские народные загадки” с детскими рисунками, фотоальбом “Наш город”, выполнить творческие задания “Сложи рассказ про улицу, памятник”.
Все это даст возможность решать задачи развития белорусской речи, раскрыть творческие возможности ребенка, сформировать интерес к народному творчеству, в игровой форме приобщить детей к национальной культуре. Следует также вести работу с родителями. Формы и методы организации взаимодействия с родителями могут быть следующими: наглядные, словесные, коллективными индивидуальные.


Наглядные формы:
Оформление папок-передвижек на тему “Детский белорусский фольклор”; “Как наши предки гостей угощали”.
Оформление выставок литературы по теме;
Список литературы для чтения детям;
Словесные формы:
*консультации “Воспитываем маленького гражданина” и др.
*выступления на родительских собраниях;
Коллективные формы:
Проведение совместных мероприятий в “Семейной гостиной”;
“Празднуем Каляды вместе с родителями”;
*”Земля на ладони” (художественно-познавательная викторина для родителей и детей старшей группы);
“Ярмарка здоровья” (спортивно-фольклорный праздник с участием детей и родителей старшей группы);
Участие родителей в творческих конкурсах “Беларусь – моя родина”, “Родовое дерево”, “Белорусская национальная кухня”;
Совместные с родителями мероприятия обеспечат повышенное внимание родителей к использованию средств устного народного творчества ( игр, песенок, загадок) в воспитании детей, помогут установить прочные условия для эффективного взаимодействия.
Ведущий:

Методические рекомендации по организации работы с белорусской народной сказкой.
Ранний возраст:
1 этап – сказка рассказывается на память воспитателем индивидуально или подгруппе детей.
2 этап – подготовительный. Здесь используются разнообразные виды игр, упражнения, задания, литературный и песенный материал. Другими словами, детей подготавливают к восприятию сказки.
3 этап – проведение сюжетно-тематического занятия на основе бел. сказки. Занятие проводится по подгруппам.
В первой части занятия даются упражнения, игры, задания на пробуждение интереса к познанию нового, концентрацию внимания. Используются игрушки, предметы, оборудование в соответствии с содержанием сказки, создаются условия для деятельности различных анализаторов.
Основная часть занятия включает непосредственную работу над сказкой. При рассказывании обязательным элементом должна быть наглядность, т.к. у детей в этом возрасте наглядно-образное мышление.
В заключительной части занятия подводится итог. Используются вопросы ( от двух – до пяти).
Средняя группа:
Здесь необходимо предусмотреть виды деятельности, необходимые для развития самостоятельной речевой деятельности. Для этого могут быть использованы различные варианты: прослушивание грамзаписи, инсценировка отрывков сказки, игры-драматизации, рассматривание картинок и иллюстраций, организация игр по мотивам сказки.
Детям, которые легко и быстро усвоили материал, необходимо предложить более сложную работу или дать дополнительные задания.
Старшая группа:
Значительно усложняется содержание работы по ознакомлению с белорусской сказкой, т.к. с расширением объёма знаний меняется и характер речевой деятельности детей этого возраста.
Рекомендуется проводить специальные беседы о ранее прочитанных сказках, во время которых задаются вопросы, предлагается предположить реплики героев сказки, их поступки. Очень важно давать большую самостоятельность детям как в выборе игры, так и в творческом решении её задач: личные оригинальные смелые решения, желание свободно выражать своё отношение к окружающему. Представления детей должны быть направленны на поиск и создание нового, тем самым дети защищают свою индивидуальность.
Практическое задание: по командам составить конспекты занятий по ознакомлению детей с белорусской народной сказкой - 5 минут (во время работы звучит легкая белорусская мелодия).

Рефлексия: упражнение “Карусель”.
       Все участники встают в круг, положив руки на плечи соседей. Под тихую музыку начинают двигаться направо, пока ведущий не скажет “Стоп!” Ведущий задает вопрос:
1.Вы узнали что-нибудь новое, полезное для себя на сегодняшнем занятии? - все по очереди или выборочно отвечают.
Затем движутся аналогично влево и останавливаются на команду ведущего “Стоп!”

Что вы из сегодняшнего материала будете использовать в практике работы?

Разделы сайта