Методическая копилка
В рамках проведения областного фестиваля-конкурса "Удивительный мир детства" воспитатель дошкольного образования Шевчук Надежда Михайловна подготовила материал в номинации "Организация трудовой деятельности детей на прогулке весной» (составлено перспективное планирование трудовой деятельности воспитанников младшего дошкольного возраста в весенний период года, фотоматериал оформлен в красочной презентации).
Конспект занятия в старшей группе
для детей с ОНР (III ур.р.р.)
Тема: «Обитатели морей и океанов»
Программное содержание:
- уточнение, активизация, актуализация словаря по теме: «Обитатели морей и океанов»;
- развитие навыков слогового анализа и синтеза; автоматизация правильного произношения сонорных звуков и их дифференциация;
- совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи предлогов, образование притяжательных прилагательных);
- развитие диалоговой речи;
- развитие слухового внимания и восприятия; развитие общих речевых навыков; координация речи с движением;
- развитие зрительного внимания и восприятия;
- развитие мелкой моторики;
- воспитание самостоятельности, активности, инициативности, бережного отношения к природе.
Оборудование:
Компьютер, слайдовая презентация «Обитатели морей и океанов», запись звуков моря, предметные картинки; мяч; изображения дельфинов по количеству детей; песок (манка); «сигналы» синего и зеленого цвета; салфетки.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Учитель-дефектолог: Давайте вспомним, какая сейчас пора года? На улице снег, мороз. Ребята, а хотите отправиться в увлекательное путешествие, в теплые края? А для того, чтобы узнать, куда мы отправимся, необходимо отгадать загадку.
Шириною - широко,
Глубиною - глубоко,
День и ночь о берег бьется,
Из него вода не пьется,
Потому что не вкусна-
И горька и солона ……(море)
Море! Сколько в этом слове романтики, волнения, свежести и чистоты. На чем можно добраться до моря? Ответы детей. Предлагаю отправиться в путешествие на автобусе.
Мы в автобус дружно сели (приседают на корточки)
И в окошко посмотрели (делают повороты головой вправо, влево)
Наш шофёр педаль нажал (одной ногой нажимают на воображаемую педаль)
И автобус побежал (бегут на носочках, в руках воображаемый руль)
Звучит музыка. Остановка море. Звукозапись плеск воды, шум моря.
Учитель-дефектолог: Вот мы и добрались до места назначения. Какое море? Ответы детей (синее, голубое, красивое, глубокое и т.д.)
Учитель-дефектолог: А хотите опуститься на морское дно и оказаться в подводном царстве? Что нам понадобиться для спуска? Ответы детей (маска, трубка, акваланг, ласты) Надеваем снаряжение и в путь.
II. Дыхательная гимнастика «Дайверы»
Для того чтобы спуститься под воду, необходимо правильно дышать. Я ваш инструктор. Набираем воздух и задерживаем дыхание. Делаем глубокий выдох. Повторяем несколько раз.
Учитель-дефектолог: Вот мы и на месте. Посмотрите как красиво. Дети рассматривают картинку. (Морское дно) Вы уже знаете, что в море, как и на Земле существует жизнь. В морских просторах обитает много морских жителей. Некоторых из них мы сегодня вспомним. Перечислите, каких вы видите морских животных и рыб в морских глубинах.
Дети: Я вижу ………… в морских глубинах. Перечисляют.
Отгадывание загадок.
Настоящий он циркач —
Носом отбивает мяч.
Знают и француз, и финн:
Любит поиграть... дельфин.
Эта рыба — хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно... акула.
Он клешнями щиплет больно
И кричит: «С меня довольно!
Я устал. Я вам не раб».
Распугал соседей... краб.
На лошадку так похож,
А живет-то в море тоже.
Вот так рыбка! Скок да скок —
Прыгает морской... конек.
Учитель-дефектолог:
Вы, конечно же, узнали обитателей моря. А для закрепления, предлагаю поиграть. Сейчас я буду произносить слова, а вы будете поднимать «сигналы», если услышите слова названия обитателей морей и океанов, зеленый «сигнал» если другие слова синий «сигнал»». Раздает по два «сигнала». Дети выполняют задание.
III. Игра «Разноцветные сигналы».
Учитель-дефектолог: А теперь давайте с вами отдохнем. Выходите на ковер.
IV. Координация речи с движением «Море»
Ходят волны на просторе. (Идут по кругу, плавно машут руками)
Вы узнали? Это – море.
Рыбки весело резвятся (Делают произвольные движения.)
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся, (Приседают и встают.)
То зароются в песке. (Ложатся на спину, руки и ноги вверх, трясут ими.)
V. Работа со скороговоркой.
Учитель-дефектолог:
Предлагаю вам повторить со мной скороговорку:
« В озере – карп, а в море краб». (Дети проговаривают скороговорку вместе с учителем-дефектологом)
Сначала давайте произнесем тихо.(Дети проговаривают скороговорку шёпотом)
Теперь проговорите громко. (Дети проговаривают громко скороговорку)
Попробуйте проговорить быстро. (Дети проговаривают быстро скороговорку)
Еще быстрее. (Дети проговаривают еще быстрее скороговорку)
Кто хочет самостоятельно повторить скороговорку?
Дети по желанию повторяют скороговорку.
VI. Игра «Помоги очистить морское дно».
Учитель-дефектолог: Посмотрите! Какой-то странный предмет лежит. Да это же бутылка. Но не простая, что-то в ней находится. Давайте посмотрим. Письмо от обитателей моря.
Дорогие ребята! У нас большое несчастье. Каждый день в наше царство сбрасывают много мусора. Нам очень трудно дышать, передвигаться, много рыб и животных погибает. Скорее помогите нам!
Учитель-дефектолог: Ребята! Это просто экологическая катастрофа! А вы знаете, что есть люди, которые помогают убирать мусор с побережья. Они убирают мусор, который оставили не воспитанные отдыхающие, и многие другие добрые дела. Делают всё это они из самых добрых побуждений, по своему желанию. Этих людей мы называем волонтёрами. Давайте и мы с вами побудем волонтерами и скорее поможем нашим новым друзьям!
VII. Игра « Найди лишнего»
Учитель-дефектолог: Молодцы! Какое красивое и чистое морское дно мы с вами создали. В таком море подводным жителям будет очень уютно и комфортно. И я думаю, что все жители подводного царства скажут вам огромное спасибо. Но вижу, что снова не все в порядке. Рассмотрите картинку и найдите лишнего.
VIII. Игра «Определи, кто плывет влево?»
Учитель-дефектолог: Продолжаем путешествие. Посмотрите на картинку. Все ли обитатели морского дна плывут в одну сторону. Ответы детей. Отыщите рыбку, которая плывет влево. Вспоминаем, где левая рука. Где стучит сердечко.
IX. Игра «Рассели по домикам».
Учитель-дефектолог: А теперь посмотрим, какие вы внимательные.
X. Гимнастика для глаз.
Учитель-дефектолог: Ребята, вы очень хорошо справляетесь с заданиями. Но наши глаза немного устали. Встанем и сделаем упражнения для глазок.
- Дидактическая игра «Какое слово не подходит».
Учитель-дефектолог: Продолжаем. Поиграем в игру «Какое слово не подходит». Если в слове есть звук «р», ловим мяч, если нет, бросаем назад.
Слова: Рыбак, вода, рыбка, подводный, рыболов, акула, море, моряк, морской, морж, водоросль, краб и т.д.
XII. Упражнение «Рисование песком»
Учитель-дефектолог приглашает детей к куску ткани. Под тканью спрятаны заготовки с изображением силуэта дельфина.
Учитель-дефектолог: Предлагаю вам опустить руки «под воду», которую изображает ткань, найдите «заготовки-силуэты дельфины» и достаньте их из воды. Пройдите к своим столам!
Дети садятся за свои столы.
Учитель-дефектолог: Ребята! Нашим дельфинам неуютно без воды, они могут погибнуть. Давайте наших дельфинов присыплем песком. Сначала возьмите песок в ладошку и посыпьте на изображение. Сыплем песок так, чтобы пустых мест не оставалось. Прежде чем приступить к выполнению задания, давайте разомнем наши пальчики.
XIII. Пальчиковая гимнастика «Дельфин»
Жил да был один дельфин,
Два морских конька дружили с ним.
Прилетали к ним четыре чайки
По четыре раза в сутки.
И учили их считать:
«Раз, два, три, четыре, пять!»
Дети выполняют задание под спокойную музыку.
XIV. Подведение итогов.
Учитель-дефектолог: Вот и подошло к концу наше путешествие. Всплываем на поверхность. Садимся в автобус, возвращаемся в детский сад. Сегодня мы с вами много узнали и многое вспомнили, но мир наших морей так велик, что нам с вами придётся ещё не раз сюда возвращаться, чтобы найти ответы на непонятные для нас вопросы. А на память о нашем занятии я дарю каждому из вас вот такую наклейку.
Подготовил учитель-дефектолог Минченя Г.Г.
Семинар-викторина
«Ознакомление с изобразительным искусством детей старшего дошкольного возраста посредством использования компьютерных технологий»
Цель: совершенствование знаний заместителей заведующего по основной деятельности, воспитателей по проблеме ознакомления с изобразительным искусством детей старшего дошкольного возраста посредством использования компьютерных технологий.
1 блок вопросов «Понятия»
Задачи:
Актуализировать знания участников в области изобразительного искусства.
1 вопрос (Шуточная викторина)
· Как в повести Н. Носова звали художника, приятеля Незнайки?
(карандаш, кисточка, тюбик, мольбертик);
· Автопортрет – это:
(изображение любимого автомобиля, портрет художника, выполненный им самим, портрет человека в автомобиле, портрет, часто переезжающий с выставки на выставку;
· Как называется особа женского пола, позирующая художникам?
(сиделка, модельщица, позёрка, натурщица);
· Что говорят о человеке, который драматизирует ситуацию?
(сгущает краски, точит карандаши, моет кисточку, ломает палитру);
· Как называется картина Ильи Репина?
(Бурлаки на Жигулях, Бурлаки на Оке, Бурлаки на Волге, Бурлаки на Запорожце).
2 вопрос «Соедини понятия»
3 вопрос: «Викторина»
Что, на ваш взгляд, не является жанром живописи?
· Портрет
· Графика
· Пейзаж
· Натюрморт
Целенаправленное построение художественного произведения, в основе которого лежит подчеркивание, выделение основного через связь с второстепенным.
· Модель
· Контраст
· Композиция
· Набросок
Что в переводе с латинского обозначает слово «Натюрморт»?
· Мёртвая природа
· Тихая природа вещей
· Спящая натура
· Развитие
Материал для рисования красновато-коричневого цвета, изготовленный в виде палочек.
· Гуашь
· Тушь
· Пастель
· Сангина
Искусство рисования разведенными водой красками по сырой штукатурке. Это искусство было известно еще в Древней Руси.
· Фриз
· Фреска
· Эстамп
· Гравюра
Что из ниже перечисленных не является видом скульптуры?
· Монументальная
· Рельеф
· Малых форм
· Архитектура
4 вопрос «Кроссворд»
|
|
С |
К |
У |
Л |
Ь |
П |
Т |
У |
Р |
А |
Г |
Р |
А |
Ф |
И |
К |
А |
|
Н |
А |
Т |
Ю |
Р |
М |
О |
Р |
Т |
|
|
А |
В |
Т |
О |
П |
О |
Р |
Т |
Р |
Е |
Т |
Ш |
Т |
Р |
И |
Х |
|
|
А |
Н |
И |
М |
А |
Л |
И |
С |
Т |
|
П |
Е |
Й |
З |
А |
Ж |
|
По горизонтали:
1.Вид изобразительного искусства, дающий объемно-пространственное изображение человека, различных предметов и объектов. (Скульптура)
2.Вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости графическими материалами. От греческого – пишу, рисую. (Графика)
3. Жанр изобразительного искусства с изображением красиво расположенных продуктов и посуды на столе. Неживая натура.(Натюрморт)
4. Изображение художником самого себя. (Автопортрет).
5. Короткая линия, выполненная одним движением руки. (Штрих)
6. Художник, изображающий животных. (Анималист).
7. Изображение природы. (Пейзаж).
По вертикали: Произведение живописи, имеющее самостоятельное значение (Картина).
2 блок «События и факты»
Задача:
Углубить знания заместителей заведующего по основной деятельности, воспитателей по истории возникновения наиболее известных произведений искусства.
1 вопрос «Правда или ложь»
Участникам предлагаются высказывания. Необходимо ответить – это правда или ложь.
Словом «барокко» сначала называли редкую драгоценную жемчужину причудливой формы.
(Да. А потом так стал называться стиль европейского искусства, нарядный, пышный и роскошный.)
Простым карандашом средней твёрдости можно провести линию длиной 5,5 км.
(Да, а кто не верит, пусть проверит.)
Минималист - это художник, рисующий миниатюры.
(Нет. Это мастер минимализма. А миниатюры рисует миниатюрист.)
Леонардо да Винчи был левшой.
(Да.)
Французский король Франциск I заплатил Леонардо да Винчи за его «Джоконду» всего-навсего 1200 ливров - цену породистого коня.
(Да. Экономный был монарх. Сейчас же за этот шедевр можно не один табун купить.)
«Сердце короля», «Глаз времени», «Рубиновые губы» - это известные картины С. Дали.
(Нет. Это ювелирные украшения, придуманные художником.)
Практически до XV века художникам и в голову не приходило писать автопортреты, портреты своих друзей и родных.
(Да. А вот в XVII веке это стало очень модным.)
На одной из картин мариниста И.К. Айвазовского есть изображение целого стада овец.
(Да. У Айвазовского, проживавшего в Феодосии, было стадо овец. Однажды напуганные бурей овцы бросились к обрыву и, упав в море, погибли. Что сделал художник? Он написал об этом картину «Овцы, загоняемые бурей в море», выгодно продал её и купил на эти деньги новое стадо. Предприимчивости художника можно только позавидовать.)
2 вопрос:
Дадаизм - это авангардистское литературное - художественное течение в европейском искусстве начала 20 века. Поэты декламировали бессвязный набор слов, счёт из прачечной мог быть прочитан как стихотворение, танцоры выступали в мешках.
Вопрос: что делали художники – дадаисты?
Ответ: Художники – дадаисты дорисовывали известным портретам рожки, усики и т.д.
3 вопрос:
Всем известен факт, что музыка и изобразительное искусство неразрывно связаны между собой. Многие произведения художников были созданы под впечатлением музыки, и, наоборот – на основе картины музыканты сочиняли различные мелодии.
Задание: Вспомните как можно больше песен, в которых упоминаются цвета и оттенки.
3 блок «Методика»
Задача:
Представить основные направления работы по ознакомлению с изобразительным искусством воспитанников 5-6 лет.
Раскрыть условия успешной работы воспитателей по данной проблеме.
1 вопрос «Викторина»
üПеречислите основные функции изобразительного искусства.
(Познавательная, коммуникативная, воспитательная, эстетическая).
üНаправление в образовательном стандарте дошкольного образования, которое характеризуется формированием эстетического отношения к миру и художественным развитием ребёнка средствами музыки, изобразительного искусства, художественной литературы. (Эстетическое).
üКакой возрастной группе соответствуют задачи ознакомления детей дошкольного возраста с изобразительным искусством?
1. Формировать представления о жанрах живописи, видах графики, скульптуре, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве;
2. Формировать умение оценивать произведение, выражать своё отношение к нему;
3. Формировать умение понимать замысел художника и определять выразительные средства.
(Старшая группа).
2 вопрос
Задание: Участникам предлагается спланировать предварительную работу перед посещением музея или выставки с воспитанниками.
3 вопрос: Участникам предлагается фрагмент занятия по ознакомлению с изобразительным искусством в старшей группе по теме «Архитектура».
Задание: перечислите методы и приёмы, используемые педагогом при проведении занятия по ознакомлению с изобразительным искусством.
4 блок «Живопись»
Задачи:
Совершенствовать знания участников по жанрам живописи, и их характерным особенностям.
Повысить уровень аналитической и рефлексивной культуры слушателей.
1 вопрос: «Живая картина».
Заместителям заведующего по основной деятельности, воспитателям предлагается побыть в роли участника картины (В. Васнецов «Спящая царевна).
2 вопрос: «Четвёртый лишний»
Участникам предлагаются картины, необходимо назвать какая картина лишняя, и объяснить, почему она лишняя).
3 вопрос: «Музыкальная викторина»
Участникам предлагается прослушать композиции и назвать звучащий музыкальный инструмент. Далее педагогическим работникам необходимо соотнести музыкальный инструмент с картиной.
-Пьер Огюст Ренуар «Женщина за пианино»
- Виктор Михайлович Васнецов «Гусляры»
-Дмитрий Григорьевич Левицкий «Алымова за арфой»
- Хендрик Тербрюген «Флейтист»
- Микеланджело Караваджо «Юноша с лютней»
4 вопрос: «Угадай по части целое»
На экране предлагаются фрагменты известных картин В. Васнецова, необходимо отгадать картину.
5 блок «Графика. Скульптура. Архитектура»
Задачи: Актуализировать знания участников о видах изобразительного искусства. Закрепить умение устанавливать причинно-следственные связи.
1 вопрос (работа в малых группах)
Участникам семинара предлагается нарисовать иллюстрации к предложенным художественным произведениям.
- Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»
- Сказка «Соломинка, пузырь и лапоть»
- Рассказ Н. Носов «Живая шляпа»
- Стихотворение А. Барто «Девочка чумазая»
2 вопрос «Чёрный ящик»
Для обозначения разновидностей этого товара в России, Белоруссии и за рубежом используются буквы и цифры. Название самого распространённого, среднего типа в русском варианте совпадает с аббревиатурой названия одного журнала, а в латинском варианте – с маркой сигарет. Назовите этот товар.
Ответ: Карандаши. Твёрдо-мягкий – ТМ или НВ.
3 вопрос: Участникам семинара предлагается распределить предложенные изображения (архитектура Минска) в соответствии с классификацией: сооружения, ландшафтная архитектура, архитектура малых форм.
Подготовил воспитатель Павловская И.С.
Семинар-практикум для воспитателей дошкольного образования
Тема: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
Цель: Закрепить в практике виды работ, направленных на развитие тактильных ощущений и способствующих развитию творческого воображения у детей.
Развивать мышление педагогов в работе с противоречиями.
Развивать ассоциативное мышление, творческое воображение,
умение анализировать и делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
Ход семинара:
1. Введение
Вступительное слово заместителя заведующей по основной деятельности:
- Развитие мелкой моторики наряду с другими задачами является неотъемлимой частью учебно-воспитательного процесса. Все педагоги нашего дошкольного учреждения включают задачу развития моторики в программное содержание занятий.
В группах имеются разнообразные игры для развития мелкой моторики. Положительным является то, что педагоги понимают необходимость и значимость такой работы и большинство воспитателей имеет практический опыт.
Однако этот опыт касается в основном лишь отдельных сторон (проведение пальчиковых игр, на занятиях по ручному труду, упражнений по штриховке).
Вместе с тем в раннем и младшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики тесно связано со становлением речи. В среднем и старшем дошкольном возрасте развитие моторики влияет
на формирование навыка первоначального письма.
2. Игра-перевертыш «Хорошо – плохо»
Воспитателям предлагается обосновать фразу «Развитая мелкая моторика у дошкольников – это хорошо…». Затем по цепочке переворачивают следующие фразы и обосновывают их.
Протокол проведения игры
|
Развитая мелкая моторика у дошкольников – это хорошо… |
Ребенку будет легко учиться в школе |
Ребенку будет легко учиться в школе – это плохо… |
Он не будет учиться преодолевать трудности |
Ребенок не будет преодолевать трудности – это хорошо… |
У него останется время поиграть после школы |
У ребенка останется время поиграть после школы – это плохо… |
Он может попасть в плохую компанию |
Ребенок может попасть в плохую компанию – это хорошо… |
Он быстрее научится решать собственные проблемы |
Ребенок научится решать собственные проблемы – это плохо… |
Он может при этом пострадать |
3. Упражнения, способствующие формированию правильного захвата карандаша у детей (проводит учитель-дефектолог)
4. Основная часть
Деление воспитателей на две команды
Задание: назвать виды работ по развитию мелкой моторики и тактильных ощущений у дошкольников. (На табло 12 карточек разного цвета с названиями видов работ развития моторики, которые перевернуты. При правильном назывании вида карточка переворачивается, и команда получает балл)
· Пальчиковая гимнастика
Учитель-дефектолог показывает несколько комплексов пальчиковой гимнастики.
· Шнуровки (различные виды работы со шнурком – завязывание узелков, заплетание косичек …)
Конкурсы:
«Кто быстрее заплетет косички»
«Бусы для Золушки»
· Лепка
· Обрывание бумаги
· Сматывание нитей в клубок
Конкурс «Кто быстрее смотает нитку»
· Выкладывание из бусинок, спичек и других мелких предметов
· Игры с песком
· Штриховки
· Угадывание на ощупь предметов
Конкурс «Чудесный мешочек»
«Цифры по порядку» (цифры из наждачной бумаги)
Тактильные таблички (методика работы)
· Перебирание и сортировка различных круп, семян, мелких предметов
Конкурс «Найди наощупь»
· Различные мозаики, «Лего»…
· Показ различных предметов при помощи пальцев р
6. Морфоанализ
Воспитателям предлагается заполнить морфологическую таблицу, где по вертикали – виды работы по развитию мелкой моторики рук, а по горизонтали – функции, которые они кроме этого могут выполнять (развитие творческого воображения, слуховой и зрительной памяти, целостного восприятия, мышления и т. д.)
7. Подведение итогов семинара:
Игра «Конверты» (рефлексия)
Воспитателям предлагается на карточках трех цветов написать и положить в соответствующий по цвету конверт свое мнение о семинаре:
- «Удачным сегодня было…»
- «Мне бы хотелось в следующий раз…»
- «Я задумалась…»
Подготовил учитель-дефектолог Минченя Г.Г.
Консультация для педагогов
Ведущая роль во время проведения музыкальной деятельности принадлежит музыкальному руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений, но она ни в коей мере не снижает активности воспитателя.
ЧАСТО ВОСПИТАТЕЛИ ДОПУСКАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ОШИБКИ:
- Воспитатель сидит с безучастным видом.
- Воспитатель перебивает исполнение.
- Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может).
- Нарушает ход музыкальной деятельности(входит и выходит из зала).
ВОСПИТАТЕЛЬ ОБЯЗАН ПРИСУТСТВОВАТЬ НА КАЖДОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНО УЧАСТВОВАТЬ:
- Петь вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм; быть эмоционален при исполнении песен, с четкой артикуляцией, правильным певческим дыханием; Воспитатели должны знать музыкальный репертуар, который будет использоваться, предварительно побеседовав с музыкальным руководителем;
- в музыкально-ритмических движениях (особенно в младших группах) – участвовать во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре);
- проявлять активную помощь при перестроениях играх, драматизациях, музицировании детей;
- направлять самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал;
- воспитатель должен уметь играть на всех детских музыкальных инструментах, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.
Таким образом интерес к музыкальной деятельности постоянно поддерживается. Самое важное в том, чтобы дети видели заинтересованность самого воспитателя в том или ином виде музыкальной деятельности.
Подготовил:
музыкальный руководитель
Грузд Елена Константиновна