Скоро в школу
Преемственность в работе дошкольного, общего среднего образования и семьи – основа подготовки первоклассников
«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого
места, а всегда опирается на определенную стадию развития,
проделанную ребенком ранее»
В.А. Сухомлинский
В нашем учреждении основой для успешной мотивации старших дошкольников к школьному обучению является работа, направленная на ознакомление со школой. Формами и методами такой работы выступают занятия соответствующего содержания «На уроке», сюжетно-ролевые игры, творческие игры «Школа», рассматривание иллюстраций, беседы, опросы, изобразительная деятельность. С целью формирования эмоционального положительного отношения к школе в старшей группе благоустроен центр «Уголок школьника», имеются настольно-печатные игры по данной тематике. Также педагогами активно используются учебные наглядные пособия «Умней-ка!», «Мои первые уроки». Используемые игры и игровые упражнения, предложенные в них, способствуют развитию умения работать в заданном темпе и достаточно легко ориентироваться на листе бумаги, что необходимо при выполнении учебных заданий к школе. Традиционно организуются экскурсии в школу, школьную библиотеку, выступление учителей начальных классов перед воспитанниками, общение с учениками начальных классов. С октября организованны платные образовательные услуги «Хореография», «Иностранный язык».
Достижению преемственности в организации образовательного процесса содействует практико-ориентированная и адресная методическая работа с учителями начальных классов и воспитателями дошкольного образования. Она осуществляется через проведение семинара-практикума для педагогов по теме «Поговорим о подготовке детей к школе»; педагогического совета, который проходит в мае месяце по итогам работы учреждения образования за учебный год; февральского круглого стола с учителями начальных классов «Условия адаптации первоклассника, пути их решения». Организованно взаимопосещение занятий педагогами и учителями в начале и в конце учебного года, всегда интересуемся, школьной жизнью воспитанников, беседуя при встрече с учителями. И, конечно, выпускной бал, где всегда присутствует и выступает с напутственным словом учитель.
Неотъемлемой частью работы по преемственности является сотрудничество с семьей. Популярностью у родителей пользуется день открытых дверей, который традиционно в учреждении проходит в мае. Особенно важен для них открытый просмотр занятия в старшей группе, когда можно отметить успехи или затруднения выпускников, ближе познакомится с требованиями к обучению к школе. В течение года посещают показательные выступления в рамках проводимых праздников, конкурсов, развлечений, где и сами принимают активное участие. Дважды в год проводятся общие родительские собрания с приглашением учителей, которые вовлекают родителей в обсуждение проблем подготовки детей к школе, приводят примеры, ярко раскрывающие черты неподготовленности детей, конкретные ситуации, с которыми сталкиваются родители первоклассников. В старшей группе оформлен постоянно действующий информационный стенд для родителей на тему «Растим будущего школьника», предлагаемая информация отражает проблемные вопросы по подготовке детей к школе. К участию привлекаются и учителя начальных классов, которые также консультируют, дают практические советы по данному вопросу.
В центре внимания педагогического коллектива постоянно находятся вопросы реализации учебной программы дошкольного образования, образовательных стандартов дошкольного образования и создания оптимальных условий для формирования общеучебных умений и навыков.
Эффективность взаимодействия учреждения дошкольного образования и первой ступени общего среднего образования
В постановлении коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 26.06.2014 № 8.1 «О преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно -технологический аспекты» преемственность между всеми звеньями обучения рассматривается как основное условие непрерывного образования, воспитания и развития ребенка, заключающееся в установлении единой линии развития личности на смежных уровнях образования, имеющее общие и специфические цели для каждого возрастного периода.
Целью дошкольного образования является разностороннее развитие и социализация воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями.
Цель начального образования – формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие обучающегося.
Преемственность предусматривает, с одной стороны, сопровождение детей в школу с уровнем общего развития и воспитанности, отвечающим требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на представления, умения и навыки, которые уже приобретены детьми дошкольного возраста, их дальнейшее использование для разностороннего развития.
При планировании и организации работы в учреждениях дошкольного и общего среднего образования используются эффективные формы работы с педагогами, детьми и их законными представителями в процессе обеспечения преемственности и непрерывности дошкольного и общего среднего образования.
а) Работа с педагогами включает:
- инструктивно-методические совещания, семинары-практикумы с учителями и воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования по вопросам взаимодействия, организации образовательного процесса;
- педагогические консилиумы (по вопросам адаптации 6-летних детей к школе, по определению функциональной готовности детей к обучению);
- взаимопосещение занятий учителями и уроков воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования;
- собеседования с учителями, воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования об особенностях развития детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- обмен опытом работы между учителями и воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования;
- заседания методических объединений учителей и воспитателей учреждений дошкольного и общего среднего образования;
- выставки пособий и дидактического материала;
- заседания круглого стола по выполнению образовательных стандартов дошкольного образования;
- посещение воспитателями учреждений дошкольного образования своих выпускников в период адаптации.
- контроль за работой педагогов учреждений дошкольного и общего среднего образования со стороны руководителей и оказание им методической помощи;
- составление методических рекомендаций по результатам изучения деятельности педагогических кадров.
б) Работа с детьми может включает:
- участие воспитанников учреждений дошкольного образования в торжественной линейке, посвященной празднику Первого звонка;
- экскурсии в библиотеку, школьный музей, по школе;
- совместные выставки рисунков и поделок учеников первых классов и воспитанников старших групп;
- участие учащихся первых классов в физкультурных, музыкальных праздниках, организованных в учреждениях дошкольного образования;
- выступление вокальных, театральных, хореографических коллективов с концертами перед воспитанниками учреждений дошкольного образования (концерты, показы кукольных спектаклей);
- обеспечение в каждом учреждении общего среднего образования функционирования группы по подготовке детей пятилетнего возраста к обучению на I ступени общего среднего образования.
в) Работа с законными представителями детей включает:
- посещение семей с целью изучения семейно-бытовых условий;
- собрания для родителей учащихся первых классов («Особенности обучения в первом классе»), для родителей детей учреждения дошкольного образования («Подготовка ребенка к школе»);
- консультации для родителей, открытые просмотры учебных занятий;
- дни открытых дверей;
- анкетирование родителей;
- тематические выставки (уголок школьника «Что должен знать и уметь будущий школьник»).
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНОЙ И ПЕРВОЙ СТУПЕНЯМИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Преемственность между дошкольным образованием и первой ступенью общего среднего образования предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые к ребёнку, учет педагогами школы достигнутого общего уровня развития дошкольника.
В структуру образовательной деятельности входят следующие компоненты:
I) мотивационно-целевой, который обуславливает взаимосвязь мотивации и целеполагания учения;
2) содержательно-информационный, который свидетельствует о наличии знаний, об умении связывать старую и новую информации;
3)организационно-рефлексивный, включающий навыки планирования, прогнозирования деятельности;
В осуществлении преемственности важно обратить внимание на выполнение педагогом возложенных на него функций (оздоровительных, организаторских, воспитательных и т. д.), на знание педагогики, психологии, методик воспитания и обучения, его эрудированность.
2. Цели и задачи:
Главные цели деятельности дошкольного образования и первой ступени общего среднего образования:
- формирование у детей умения учиться,
- создание условий, при которых обучение становится для ребенка благом, основной формой его самовыражения;
- для дошкольного образования - раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих легкий, естественный переход ребенка в школу.
Основные задачи сотрудничества дошкольного образования и первой ступенью общего среднего образования:
- улучшение подготовки 5-6 летних детей к школе;
- обеспечение естественности перехода из разновозрастной группы дошкольного образования в первый класс общего среднего образования и обеспечение быстрой адаптации;
- углубление интереса к жизни школы;
- обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи, помощь семье в новой ситуации, возникающей при поступлении ребенка в школу;
- установление связи между программами, формами и методами работы дошкольного образования и общего среднего образования ;
- установление связи в физическом, умственном, нравственном, трудовом и эстетическом развитии;
- установление связи в развитии личности ребенка в целом;
- осуществление преемственности дошкольного образования и первой ступени общего среднего образования в формировании универсальных и специальных знаний;
- преемственность содержания образования и воспитания в разновозрастной группе дошкольного образования и первом классе общего среднего образования
3. Формы работы дошкольного образования и первой ступени общего среднего образования:
- педагогические советы, семинары, круглые столы педагога разновозрастной группы дошкольного образования, педагогов школы и родителей по актуальным вопросам преемственности;
- планирование и осуществление совместной практической деятельности педагога и учителей с детьми–дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки, спортивные соревнования);
- взаимодействие медицинских работников, педагогов разновозрастной группы и школы;
- проведение «дней выпускников» в группе;
- совместное со школой комплектование 1-х классов из выпускников дошкольного образования и проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
- встречи родителей с будущими учителями;
- анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
- посещение воспитателем разновозрастной группы уроков в школе, а учителями школ занятий в группе с последующим обсуждением, вынесением рекомендаций;
- совместные тематические совещания учителей начальных классов и воспитателя дошкольного учреждения с участием руководителя учреждения;
- проведение родительских собраний в группе с участием учителей и воспитателя;
- изучение воспитателем и учителем программ дошкольного образования и I класса с целью выявления, какими знаниями овладели дети в дошкольном учреждении;
- организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;
- беседы учителей с воспитателем о детях, уходящих I сентября в школу (устная характеристика детей, состояние здоровья детей группы, характер коллективных взаимоотношений, усвоение детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных интересов, о волевом развитии, а также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности и т. д.)
- совместная подготовка к праздникам, организация выставок;
- проведение Дня открытых дверей.
Семинар - практикум
«Преемственность в работе дошкольного, общего среднего образования и семьи – основа подготовки первоклассников»
Цель: активизация деятельности по решению проблем преемственности между учреждением дошкольного образования, школой и семьей, выявление эффективных механизмов их сотрудничества.
Задачи:
- вспомнить основные понятия, нормативную правовую документацию по вопросам преемственности,
- проанализировать результаты работы по преемственности в звене учреждения дошкольного образования, школы и родителей будущих первоклассников, выявить достижения и проблемы, определить возможные причины их возникновения, а также наметить пути их решения.
Ход проведения:
1. Теоретическое обоснование вопроса преемственности между дошкольным учреждением и 1 ступенью учреждения общего среднего образования.
- Актуальность проблемы. Что включает в себя понятие преемственность, взгляд разных авторов на вопрос преемственности.
Наличие реализация преемственности дошкольного учреждения и начальной школы, как уровней единой системы имеют большое значение для развития ребенка, сохранения и укрепления его психического здоровья. Как правило, ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, и по окончании впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений.
До недавнего времени речь шла о преемственности в обучении. При этом считалось, что предыдущая ступень обеспечивает готовность ребенка к обучению на следующей ступени в части накопления знаний, умений и навыков. А обучение на новой ступени строится с опорой на достигнутый уровень содержательной подготовки обучающегося. Такое положение преемственности в настоящей ситуации развития системы образования выглядит узко и не охватывает всей широты образовательного процесса, как ситуации взаимодействия детей и педагогов, педагогов и родителей. Именно поэтому сегодня становится принятым говорить, о преемственности в образовании, а не только в обучении.
Задание участникам семинара: Что вы понимаете под понятием преемственность между дошкольным учреждением и учреждением общего среднего образования? (ответы участников)
2) Нормативное правовое обеспечение по вопросу преемственности между дошкольным и начальным образованием.
– В современных законодательных актах признано, что преемственность необходимое условие всего образовательного процесса.
Задание: назовите нормативные документы, где рассматривается подход к осуществлению преемственности?
- Кодекс Республики Беларусь об образовании (принципы преемственности содержания, форм, методов обучения и воспитания)
- Положение об учреждении дошкольного образования.
- Учебная программа дошкольного образования (заложены основы преемственности, которые обеспечивают готовность воспитанников к школе).
- Образовательные стандарты дошкольное образование (является ориентиром образовательного процесса).
3) Проблемы современного общества, связанные с преемственностью дошкольного и начального образования.
– Актуальность и своевременность решения проблемы преемственности дошкольного и начального образования ни у кого не вызывает сомнений, однако на практике до сих пор наблюдается нарушение преемственных связей по основным компонентам образовательной системы.
Задание для участников: назовите трудности, проблемы с которыми сталкивались при подготовке детей к школе, или, на примере своих старших детей, проблемы в начальный период обучения в школе.
Задание: назовите причины, из-за которых, вы думаете, возникают эти трудности.
4) Готовность к школьному обучению – показатель преемственной связи.
–Все, и родители, и учителя, и воспитатели хотят узнать ответ на вопрос – готов ли ребенок к школе. Школьная готовность складывается из нескольких показателей, это и физическая, специальная (педагогическая), и психологическая, к которой относятся мотивационная, интеллектуальная, эмоционально – волевая, коммуникационная готовности.
Задание: Какая из перечисленных выше готовностей, наиболее важна для подготовки к школе? А теперь можете перевернуть карточки и посмотреть, что входит в ту или иную готовность: специальная готовность, интеллектуальная, мотивационная, эмоционально – волевая, коммуникативная, физическая.
- Итак, готовность к школе – это определенный уровень и социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение; уровень развития тех функций, без которых затруднено обучение или невозможно; и определенный уровень личностного развития. Хочется сказать, что все показатели готовности должны формироваться в совокупности и ни один вид готовности не может быть в приоритете. Потому, что мало одной мотивации, нужно физическое здоровье и интеллект. А очень умный ребёнок не сможет влиться в коллектив класса, если не научится коммуникации.
- – Преемственные формы и методы организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении и школе.
– Преемственность предусматривает опору школы на достигнутый уровень дошкольного образования. Педагоги дошкольных учреждений должны быть знакомы с требованиями, предъявляемыми детям в первом классе, и в соответствии с ними должны готовить дошкольников к системному обучению в школе, задействуя специальные учебные задания и упражнения, постепенно повышая степень их трудности и тем самым формируя предпосылки учебной деятельности.
– С другой стороны педагоги школ должны иметь представления о специфике обучения и воспитания детей в детском саду. Необходимо осуществлять организацию учебной деятельности с включением игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду. Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации к школьному обучению.
Задание: назовите формы осуществления преемственности в вашем дошкольном учреждении по трем направлениям: работа с педагогами, с родителями, с детьми.
Две ступени образования должны работать не изолировано, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе организовать образовательный процесс с опорой на развитие, которое дети получают в дошкольном учреждении, а педагоги дошкольного учреждения работать с ориентацией на следующую образовательную работу в школе.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
- Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца
- Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.
- По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.
- Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
- Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.
- Будьте внимательны к жалобам ребенка.
- Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
- Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
- Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
- Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
- Приучайте ребёнка к самостоятельности.
- Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
- Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.