Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Советы учителя-дефектолога

«Воспитание толерантного отношения к детям с ОПФР»

Если я чем-то на тебя не похож,

я этим вовсе не оскорбляю тебя,

а, напротив, одаряю.

 

Антуан де Сент-Экзюпери

Понятие «толерантность» в последнее время стало общеупотребительным. Это слово применимо к различным аспектам жизни человека. Оно характеризует и отношение к себе, и общение с людьми, и взаимодействие с окружающим миром. Мы - педагоги, а это значит, что мы несем ответственность не только за себя, но и за детей. И нам, взрослым, очень важно уметь взвешивать каждое слово, продумывать каждый свой поступок, воспитывая в подрастающем поколении доброту, любовь и терпение.

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

  • в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
  • во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
  • в китайском – быть по отношению к другим великодушным;
  • в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
  • в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто, особенно, если «рядом идущий» отличается от тебя, имеет особенности психофизического развития.

Проблема. Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми.

А так же проблема негативного отношения к детям с ОПФР со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ОПФР. Проблемы усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми».

  • В связи с этим, следует помнить о педагогической толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нём носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения.

В процессе совместного обуче­ния актуальны положительные вза­имоотношения не только между учи­телем и учеником, но и между всеми учениками при их взаимодействии как на уроке, так и во внеурочное время. Детям с нарушениями прису­щи импульсивность, конфликтность, обидчивость и раздражительность. Дополнительный возбуждающий фактор — сравнительно большая на­полняемость класса (20 человек). Это требует от учителя специальных усилий по снижению общего возбуж­дения и формированию эмоцио­нальной культуры детей. Хочется на­помнить, что проще предотвратить возникновение конфликтных ситу­аций, прохладных отношений, про­явление безразличия и высокоме­рия, чем потом их исправлять.

Толерантное отношение сверстников к детям с ОПФР.

В современном образовательном пространстве интеграция признана наиболее развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с ОПФР, но и здоровых детей. Интеграция дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Между тем, далеко не все участники образовательного процесса сегодня, готовы принять ребенка с ОПФР. Эта неготовность имеет не только материально-техническую основу, но психологическую, морально – этическую.

При этом следует отметить, что подготовке педагогов, психологов, социальных педагогов в настоящее время уделяется достаточно большое внимание – семинары, методические объединения, многочисленные публикации, мировые сообществе и т.д.. Подготовительная работа ведется и с особыми детьми и их родителями, тогда как здоровые дети оказались невовлеченными в подготовительный процесс, что порождает целый комплекс проблем и трудностей.

Отсюда вытекает одна из первоочередных задач – формирование в обществе, и прежде всего у подрастающего поколения толерантного отношения к детям, сверстникам с недостатками в физическом и психическом развитии.

Сниженная способность учащихся данной категории к самостоятельному функционированию, особенности познавательной деятельности и личности в целом определяют специфику и качество педагогической помощи со стороны взрослых людей по принятию и включению детей данной категории в среду обычных сверстников и ближайшего окружения.

В условиях интеграции необходимо формировать у родителей, нормально развиваю­щихся сверстников адекватные установки в отношении особого ребенка: смотреть на него как на человека с определенным потенциалом, принимать его таким, какой он есть, со всеми его особенностями.

Рекомендуется для здоровых детей провести беседу, игру, помогающую им осознать, что такой ребенок отличается от нас и внешне, и внутренне. Он не понимает, почему он другой. Он растет и развивается в силу своих возможностей и способностей. Он ждет от взрослых и детей помощи, чтобы мы научи­ли его играть, общаться.

Аккуратный внешний вид «особого» ребенка, его чистота и опрятность вызывают симпатию у нормально развивающихся детей, желание с ним взаимодействовать, поэтому педагогу рекомендуется формировать у ребенка привычку быть опрятным, носить чистую одежду и приучать осуществлять контроль за своим внешним видом. Данное требование достигается систематичес­ким руководством со стороны педагога и единой системой требований в школе и семье.

Учащиеся с особенностями в развитии испытывают потреб­ность в позитивном отношении как со стороны взрослых, так и со стороны детей, поэтому педагогу необходимо более внимательно, искренне, доброжелательно относиться к ним.

В классе для таких детей следует обеспечить положительное эмоциональное самочувствие, разнообразные контакты с другими детьми.

Для этой цели педагогу рекомендуется использовать следую­щие формы, методы и приемы:

1.    Демонстрация здоровым детям сильных сторон и положительных качеств личности особого ребенка (физическая сила и выносливость, трудолюбие, старательность). Так, для воспитанников с синдромом Дауна характерна аккуратность, дисциплинированность, доброжелательность.

2.    Создание ситуаций успеха, стимулирующих данную категорию детей к самостоятельности. Педагогу необходимо отмечать и положи­тельно оценивать даже незначительные успехи и достижения ребенка
(«посмотрите, какая красивая открытка получилась у Саши, он старался и выполнил работу быстро и аккуратно»).

3.    Демонстрация достижений взрослых людей с интеллектуальной недостаточностью в профессиональной деятельности и самостоятель­ной жизни (овладевают профессиями маляра, плотника, слесаря, швеи;
ориентируются в социальных отношениях и взаимодействуют с другими людьми).

4.    Примеры достижений взрослых людей с интеллектуальной не­достаточностью. Рекомендуется рассказывать детям биографию амери­канского актера Криса Берка с синдромом Дауна, который за исполнение главных и эпизодических ролей в фильмах и сериалах удостоен различных наград и премий. В Нью-Йорке есть школа, названная в его честь. К. Берк активно участвует в музыкальных программах, выпуска­ет музыкальные альбомы, выступает в школах и на конференциях. Актер и музыкант утверждает: «Иметь синдром Дауна – это не значит, что вы не можете достичь звезд или даже стать одной из них».

5.    Оказание помощи особым детям со стороны здоровых сверстников (поддерживать в порядке рабочее место, выполнять общественные поручения).

6.    Чтение специальной популярной литературы, содержание которой формирует систему отношений к данной категории детей.

Работу со здоровыми детьми по формированию установки принятия детей с особенностями

возможно организовать с включением элементов тренинга. Логично выстроить структуру тренинга в виде нескольких основных блоков:

1. Просветительский блок:

а) информационный блок – призванный дать детям ответ на вопрос «что такое интегрированное образование», его основные принципы, каковы особенности детей с ограниченными возможностями здоровья; преимущества интеграции детей с ОПФР, возможные трудности и проблемы;

б) законодательный блок – позволяющий получить информацию о правах детей вообще и правах инвалидов в частности, о белорусском и международном законодательстве, обеспечивающим право на равный доступ детей к образованию;

2. Так называемый психологический блок – призванный помочь здоровым детям решить проблемы и трудности психологического характера:

а) разрушение барьеров, стереотипов – предполагает рассмотрение существующих стереотипов к детям с особенностями и в общем к  людям с инвалидностью и подходов к пониманию проблем инвалидности; выработку основных направлений по разрушению барьеров;

б) развитие толерантности, формирование позиции принятия другого.

Основная цель занятий – формирование установок понимания и принятия чужого мнения, умение эмпатировать, элементарно налаживать контакты.

Тренинговые упражнения, наполняющие данный блок, направлены на решение следующих задач:

  • осознание собственной уникальности и уникальности других;
  • развитие умения понимать чувства, эмоции, действия, отношение других людей;
  • овладение умением сопереживать через установление эмоционального контакта и регулярного общения.

Кроме того, психологом, педагогом социальным ведется работа с педагогами и с родителями.

1) индивидуальное консультирование учителей, учащихся и их законных представителей;
2)  родительский университет «Социальная адаптация детей с ОПФР»;
3) выступления на родительских собраниях;
4)  семинары для классных руководителей («Взаимодействие с учащимся ОПФР», «Особенности воспитания», подготовка памяток для классных руководителей учащихся с ОПФР и пр.);
5)  выступление на часах информирования.

Преимущества совместного общения детей с ОПФР и здоровых детей.

Как для детей с ОПФР, так и для здоровых ребят интеграционная система имеет преимущества:

социального характера:

- развитие самостоятельности через предоставление помощи;

- обогащение коммуникативного и нравственного опыта;

- формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность;

психологического характера:

- исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности;

медицинского характера:

- подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме;

- исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;

педагогического характера:

- рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей  друг с другом);

- активизация когнитивного развития через коммуникацию и имитацию.

Рекомендации для здоровых детей

  • Необходимо осознать, что такой ребенок отличается от нас и внешне, и внутренне.
  • Он не понимает, почему он другой.
  • Он растет и развивается в силу своих возможностей и способностей.
  • Он ждет от взрослых и детей помощи, чтобы мы научи­ли его играть, общаться.

Рекомендации для родителей

нормально развиваю­щихся сверстников

  • Сформировать адекватные установки в отношении особого ребенка.
  • Смотреть на него как на человека с определенным потенциалом.
  • Принимать его таким, какой он есть, со всеми его особенностями.

А на современном этапе перехода к интегрированному образованию формирование толерантного отношения к лицам с особенностями является важнейшей задачей образования. Каждый ребёнок хочет быть счастливым, в том числе и ребёнок с особенностями. И в первую очередь он счастлив от той психологической  среды, в которой живёт и растёт, когда он окружён заботой и вниманием со стороны окружающих его людей.

Детей сравнивают с цветами.

Ребёнок с особенностями  тоже цветок.

Цветок полыни. Горький, но такой необходимый для здоровья.

Этапы развития речи детей дошкольного возраста

Представьте себе, что речь ребенка – это глина: пока она сырая – ей легко придать правильную форму. Но попробуйте что-нибудь слепить из уже подсохшей глины. Результат будет, по меньшей мере, плачевным!
ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ
3 года. Словарный запас 500 слов  и выше, общается предложениями из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа: «Положи кубик под чашку»; «положи кубик в коробку». Часто задает Вам вопросы. Говоря, рассказывает, свои впечатления, мысли.
Договаривает звуки, слоги, слова при чтении. Называет цвета, форму предметов.        
Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...".
Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать".
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ЖИЗНИ
3-4 года. Владеет словарем примерно 1500 слов. Начинает употреблять сложные предложения. Говорит предложениями из 4-5 слов. Задает много вопросов, использует слова «Кто?» и «Почему?» Использует выражения типа: «я думаю, что....»,  «я надеюсь, что....».
Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.        
Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной привычной ситуации. Слушает длинные сказки и рассказы.
Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения.
ПЯТЫЙ ГОД ЖИЗНИ
4-5 лет. Обладает словарным запасом около 3000 слов. Знает свой адрес. Пользуется предложениями из 5-6 слов. Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными.
Умеет пересказать. Правильно произносит практически все звуки. Определяет право-лево у себя, но не у других. Знает простые антонимы (большой, маленький, твердый - мягкий). Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем. Считает до 10. Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.
 Выполняет словесные задания с предлогами сзади, между, рядом, к и т.п. Понимает условное предложение со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа: «Картина была нарисована Машей».
ШЕСТОЙ ГОД ЖИЗНИ
6 лет. Обладает словарем около 4000 слов. Все звуки произносит правильно. Умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому.  Пользуется сложными предложениями. Употребляет все части речи. Использует абстрактные и отвлеченные понятия.
Различает и дифференцирует звуки речи на слух и в произношении. Может пересказать события прошедшего дня, рассказа, мультфильма.
7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.
Таковы этапы развития речи ребенка в норме. Любое отклонение от нормы на любом из этапов требует консультации логопеда. Если вы заметили какое-либо отклонение, не пускайте всё на самотек

Совершенствуем внимание и память ребенка

 

Внимание и память – это важнейшие психические процессы, которые являются условием успешного развития будущей личности ребёнка. Недостаточно развитая концентрация внимания и объём памяти являются условием неэффективного обучения ребёнка в школе. Подобные недостатки могут быть устранены только благодаря организованной работе как логопеда, так и семьи. Игры на развитие внимания и памяти с самого раннего возраста помогают нашим детям развивать очень важную способность –  концентрацию внимания. Большинство детских игр разрабатывается именно для этого, потому, что хорошая память и умение концентрировать

внимание – это крайне важные качества, которые, несомненно, помогут ребенку достичь успеха в любом начинании. Предоставляю Вашему вниманию несколько таких игр и упражнений, которые Вы сможете выполнять с детьми дома.

НАЙДИ ИГРУШКУ

Завяжите глаза вашему ребенку и объясните, что сейчас вы спрячете его игрушку, которою ему затем необходимо будет найти. При этом вы не прячете игрушку, а кладете ее на самое видное место. Когда вы развяжете ему глаза, он должен приступить к поискам.

ОПРЕДЕЛИ НА ОЩУПЬ

На столе нужно разложить все предметы. Затем в течение нескольких минут дать возможность ребенку изучить эти предметы (если он совсем маленький, можно предоставить больше времени и дать возможность ему поиграть с этими предметами). Затем Вы должны завязать ему глаза и внести среди этих предметов какие-то изменения. Вы можете заменить один предмет другим, можете поменять их местами и т. д. Ваш малыш должен обнаружить все изменения и рассказать вам о них. Если с закрытыми глазами ему это не удается, можно проводить это упражнение и с открытыми глазами.

ПОИСК ПО ПАМЯТИ

Эту игру необходимо проводить в помещении, которое хорошо знакомо ребенку. Разложите все выбранные игрушки па полу. Сообщите малышу, что сейчас ему необходимо запомнить, где лежат игрушки, так как позже ему предстоит найти их все с закрытыми глазами. На запоминание дайте 2—3 минуты. Затем завяжите ему глаза, покрутите несколько раз вокруг своей оси и начинайте засекать время поиска. Эту игру можно усложнить. Во-первых, можно не показывать ребенку разбросанные игрушки, т. е. сначала нужно завязать ему глаза, а уже затем разложить все предметы. Во - вторых, можно сократить время поиска. В этом варианте комната должна быть максимально безопасной, чтобы ребенок не мог пораниться.

НАТЮРМОРТ

Сядьте за стол, поставьте на него поднос и разложите на нем все выбранные Вами предметы. В течение 1 минуты ребенок должен запомнить местонахождение всех предметов. Затем Вы убираете все предметы и предлагаете ему самостоятельно разложить их в том же порядке. Второй вариант не требует фактического воспроизведения. Поднос закрывается платком, а малыш должен словами описать местонахождение всех предметов. В этом случае можно легко проверить точность его памяти. Кроме того, этот вариант способствует расширению словарного запаса и развитию речи.

СЛОВЕСНЫЙ ХУДОЖНИК

Суть этой игры заключается в словесном описании какой-либо картины. Предложите ребенку рассмотреть и запомнить выбранную Вами картину. Если эту игру Вы проводите в первый раз, то необходимо разобрать ее совместно. Проанализируйте ее, разберите то, что происходит на ней, по возможности придумайте рассказ. Затем уберите картину и попросите словесно по памяти воспроизвести все то, что на ней нарисовано. Постепенно ваша помощь должна становиться минимальной. Методические указания: для первых игр выбирайте картины с явным сюжетным содержанием. Позже можно использовать пейзажи, натюрморты. В эту игру можно внести творческий момент, если после ее окончания и подробного анализа попросить вашего малыша придумать, что могло произойти на этой картине дальше, и уже самому это нарисовать.

ЛЮБИМЫЙ МУЛЬТФИЛЬМ,   СКАЗКА

Суть этой игры состоит в том, чтобы озвучить по памяти знакомый мультфильм или сказку. Вначале можно посмотреть выбранный мультфильм, сказку. Он должен быть не очень длинным (1—2 минуты). Просмотрев его, попросите малыша пересказать вам содержание этого мультфильма или сказки, как можно подробнее, желательно с точным цитированием слов основных персонажей. Если он затрудняется, помогайте ему, задавайте наводящие вопросы, акцентируйте его внимание на отдельных деталях. Затем расскажите ему о том, что сейчас вы снова включите мультфильм, сказку, но при этом отключите звук. И реплики всех персонажей нужно будет произносить ему самому. Объясните ему, что главное — не пропускать слова мультяшных, сказочных героев.

Если какие-то из них забыл, то нужно тут же их придумать. Если в первый раз озвучивание получилось не совсем удачно, можно его повторить, перед этим просмотрев мультфильм, сказку повторно.

ЭМОЦИИ (первый вариант)

Этот вариант более простой. Все карточки отдаются ребенку. Затем ведущий начинает читать сказку или рассказ, герои которого испытывают те чувства, которые изображены па карточках. Ребенок должен внимательно слушать, и в тот момент, когда услышит о том, что кто-то из героев заплакал или засмеялся, он должен поднять карточку, изображающую это состояние

ЭМОЦИИ (второй вариант)

Ребенок должен придумать рассказ, в котором герои испытывают чувства, изображенные на карточках. Эта игра творческая и требует большей эрудиции.

ПОВТОРЯЛКИ

Эту игру можно проводить в свободное время, постоянно усложняя её. Сначала Вы придумываете слова, по любой лексической теме, например – овощи (свёкла, горох, капуста), ребенок должен их повторить. Потом Вы повторяете за ребенком, он придумывает фрукты и т.д. постоянно увеличивая количество слов

Развитие речи и фонематического слуха в процессе театрально-игровой деятельности у детей с ОНР

     Дошкольное детство – уникальный сенситивный период для формирования важнейших процессов развития личности; при этом каждый процесс выстраивается постепенно из множества маленьких и не всегда очевидных элементов. Фонематическое восприятие и фонематический слух являются такими элементами для развития речи овладения основами родного языка.

     Процесс овладения родным языком, идет от непроизвольного компонента к произвольному. Родной язык - это прежде всего среда. Полноценное восприятие среды дает возможность ориентироваться в ней, а позже продуктивно взаимодействовать с ней. Поэтому дошкольникам необходимо как можно чаще предоставлять максимально качественный материал для речевого восприятия.

     В современной системе дошкольного образования активно разрабатываются новые методы разностороннего развития детей и более качественной подготовки к школьному обучению. Одним из таких методов можно считать использование театрально-игровых приемов на занятиях по развитию речи. Это позволяет соединить максимально качественный для речевого восприятия материал с активным и эмоционально окрашенным многократным участием детей в решении дидактических задач.

     В процессе речевого развития ребенок в первую очередь различает (воспринимает) интонационные оттенки речи – этому он учится с первых недель жизни. Задача педагога – закрепить и разнообразить это умение. Затем ребенок воспринимает слово как целое: в младенчестве – как целое интонационное и фонематическое, в раннем и дошкольном детстве – еще и как целое лексическое. Узкий и скудный речевой опыт, незрелость процессов памяти и восприятия у дошкольников требуют совпадения всех трех компонентов воспринимаемой речи: интонационного, фонематического и лексического.

     Система работы с дошкольниками включает следующие направления:

- развитие средств языка;

- развитие языковых способностей;

- развитие коммуникативной функции речи.

     Развитие средств языка у детей состоит, прежде всего, в расширении словарного запаса в широком смысле этого слова.

     Развитие языковых способностей у детей состоит в том, чтобы научить их умело пользоваться приобретенными средствами языка в реальных условиях речевого общения.

     Развитие коммуникативной функции речи состоит в формировании у детей навыков общего и речевого поведения и навыков общения с помощью словесной речи.

     Театрально-игровая деятельность в пьесах и этюдах – есть тот самый максимально качественный речевой материал, на основе которого дети могут научиться воспринимать речь и полноценно владеть ею. Поэтому уже при первом знакомстве с пьесой дети должны услышать интонационно-насыщенный, четкий текст и получить доступные возрасту лексические разъяснения, причем неоднократно. Многие очевидные для взрослых слова долгое время остаются непонятными детям с общим недоразвитием речи, даже если они используют их в своей речи. Это происходит в результате небогатого жизненного опыта и скудного запаса знаний об окружающем мире, с одной стороны, а с другой – в результате чрезвычайно активного развития психических процессов, свойственных дошкольному возрасту. К примеру, большинство детей не удивятся, услышав слово «самовар», но при этом они не понимают, почему его считают большим, тяжелым и дымящимся. И неудивительно, ведь малыши видят самовар в основном на иллюстрациях, но они не дают представления об истинном весе, размере и предназначении самовара. Поэтому детям требуется объяснение и наглядная демонстрация.

     Эти особенности детского восприятия речи требуют от педагога ответственного и внимательного отношения к речевому материалу на каждой стадии работы. Дети впитывают каждое наше слово, даже если мы этого не замечаем. Слово взрослого должно быть интонационно насыщенным, но естественным; фонематически четким, но без скандирования; лексически постижимым непримитивным, но не излишне сложным. Восприятие детьми речи должно быть естественным и единовременно как можно менее осложненным приходящими обстоятельствами.

     Логично предположить, что сценическое творчество в речи (насколько оно вообще возможно у детей такого возраста) развивается в последовательности, аналогичной развитию восприятия языковой среды. Но это не так. Творчество – процесс, противоположный восприятию. Восприятие характеризуется «принятием информации в себя», а творчество – созданием, моделирование информации и отправлением ее вовне. Дети легко воспринимают интонацию речи, но с трудом могут воссоздать ее «на сцене». Лексический же компонент более доступен. Эту сторону речи дети не только довольно быстро усваивают, но и применяют на практике при условии, что соблюдаются возрастные требования к подбору лексики.

     Фонематический компонент развития речи дошкольников, таким образом, оказывается промежуточным. Качественное фонематическое восприятие позволяет идентифицировать слово как лексическое целое, а выделение в слове фонематической особенности дает ребенку возможность «прикрепить» к этой особенности интонационный оттенок и добиться его автоматизации. Со стороны педагога было бы весьма полезно найти в тексте и выделить для детей фонематические особенности, подчеркивающие лексическое и интонационное значение происходящего. Во избежание «дрессировочного» эффекта (как детям показали, так они и должны выполнять, вплоть до мельчайших деталей) одну и ту же фонематическую форму следует продемонстрировать в разных интонационных вариантах, варьируя ударение, громкость (сила голоса), длительность пауз или произнесения гласных.

     Подобную демонстрацию следует проводить в игровой форме, не спеша, ведь для осмысления воспринимаемого требуется время и положительный эмоциональный настрой. Если у детей возникнет желание повторять за вами или «передразнивать» вас, считайте, что вы достигли цели. В непринужденной обстановке, на волне неожиданно возникшей мотивации можно получить наилучший результат. Кроме того, известно, что высокоэмоциональные моменты жизни запоминаются быстрее и надежнее.

Особенно эффективен прием «неправильной демонстрации». Так, например, при работе над пьесой по сказке «Теремок» сцену появления волка педагог исполняет (читает) намеренно неправильно: робкий и беззащитный персонаж меняется интонацией и, соответственно, характером с сильным и нагловатым волком (мышка перестает пищать, а волк покорно складывает лапки). Прием рассчитан на яркое подчеркивание противоположных интонационных элементов, с тем чтобы ребенку было легче выделить для себя и распознать наиболее выразительные их формы. При правильной подаче этот прием вызовет шквал детского смеха и желание подражать. Такие «несерьезные» занятия помогают ребенку сориентироваться на возможном поле творчества, а достаточные свобода и время позволят потренироваться и попробовать себя в интонационном поиске.

     Таким образом, под правильной подачей мы подразумеваем следующую схему:

  1. образец интонационно правильного исполнения материала;
  2. исполнение части пьесы с использованием приема «неправильной демонстрации» и предоставление детям времени и условий для непринужденной тренировки (повторение, подражание, творчество);
  3. повторный образец интонационно правильного исполнения пьесы;
  4. предоставление детям времени и условий для непринужденной тренировки в речевом исполнительстве и творчестве.

   Начиная с 3 лет у ребенка не только увеличивается словарный запас, но и формируется умение составлять словосочетания и предложения из слов по законам грамматики. Морфологическая система родного языка, т.е склонения и спряжения, определенным образом влияет на фонематическое звучание слов и, следовательно, требует от данного вида восприятия определенного напряжения. Именно поэтому считается, что в дошкольном возрасте проявляется наибольшая чуткость к языковым явлениям. При благоприятных условиях чуткость способна перерасти в чувство языка. Другими словами, дошкольный возраст – сенситивный период для развития фонематического восприятия.

     Ориентировка ребенка на звуковую сторону языка, на фонематический состав слов осуществляется в процессе практической деятельности, т.е. в процессе слушания и творения. Различного рода театрализации и драматические постановки являются, таким образом, прекрасными условиями для практической речевой деятельности.

     Речевым сценическим творчеством детей можно считать такое продолжение игры, при котором ребенок создает новые речевые образы, ценные для него самого и нечуждые для окружающих. Эти новые речевые образы могут считаться продуктом творчества, если для самого исполнителя он являются новыми, уникальными, оригинальными и если в их создании взрослый непосредственного участия не принимал.

     Ключевыми словами в таком определении будут «игра», «речевые образы», « для самого ребенка». Игра – это обязательный элемент, основной вид деятельности дошкольника. Лишь игра способна поддерживать необходимую мотивацию, эмоциональный и энергетический баланс и двигательную активность малыша на нужном для театрализованной деятельности уровне.

     Речевые образы – это тот результат, к которому стремится педагог и которого ребенок может достичь при занятии театрально-игровой деятельностью. Такой результат всегда хранит в себе элемент неожиданности, иначе он перестанет быть новым и интересным. А понятие новизны в продукте творчества ребенка в первую очередь связано с его личным восприятием происходящего.

     Таким образом, основная роль фонематического восприятия в сценическом творчестве и речевом развитии дошкольников заключается в порождении способности ориентироваться в вербальных средствах выразительности речи. Тонкое речевое чутье позволяет ребенку воспринимать то, как говорят окружающие, насколько красиво они это делают и как говорит он сам. Это является условием для анализа воспринимаемой чужой и своей речи, условием, которое в совокупности с развитой волей и умением добиваться поставленной цели в более позднем возрасте позволит достигать самых высоких результатов в любой деятельности.

     Для развития фонематического восприятия в театрально-игровой деятельности с детьми предлагаю несколько дидактических игр из серии « Во дворце королевы».

«Сказочный телефон»

Цель. Развивать умение различать на слух с опорой на зрительный элемент восприятия слова, произносимые в различном темпе (быстро, медленно), и с различной силой голоса (громко, тихо).

Материал. Два стула и игрушечный телефон.

Содержание. Выбираю ребенка, который станет сказочным телефоном, ребенка, который будет передавать сообщение, а также королеву. Она располагается на одной стороне помещения, а телефон – на другой. Сообщение для королевы передающий придумывает сам или вместе с детьми. Оно должно содержать сведения о том, кто пришел к королеве и что он принес. Например, пришли рыцари и принесли поросенка или пришли зайчата и принесли ромашки. Обсуждения сообщений королева слышать не должна.

Ведущий (педагог).

У королевы

Сегодня день рожденья.

Мы принесли для королевы

Баночку варенья.

Но дворец так велик,

Мы королеву не найдем…

Сказочный телефон,

Скажи ей, что мы ждем!

Ребенок-телефон и передающий встают у телефонного аппарата друг напротив друга. Передающий с необычной силой голоса (тихо, шепотом, с чередованием громкости) и скоростью (быстро, медленно, с чередованием темпа речи) передает заготовленное сообщение. Ребенок-телефон расшифровывает его и повторяет так громко и четко, чтобы королева услышала. Королева повторяет сообщение и, если все правильно, возвращается к детям. Вновь распределяются роли.

«Сказочная лампа»

Цель. Без опоры на зрительный элемент восприятия развивать умение различать на слух слова, произносимые в различном темпе (быстро, медленно) и с различной силой голоса (громко, тихо).

Материал. Ширма, стул, стол, электрическая лампа или светильник (стул стоит за ширмой, стол перед ней, на столе выключенная лампа). Педагог находится рядом с лампой, чтобы иметь возможность вовремя незаметно включить ее и проследить за техникой безопасности.

Содержание. Выбирают ребенка, который станет волшебной лампой, и того, кто будет ее включать сообщением. Ребенок-лампа садится за ширму. Слова для лампы придумывает сам говорящий или вместе с другими детьми. Слова должны содержать сведения о том, кто зашел в комнату и что там уронил. Например, Кот в сапогах уронил ключик, лампы включились!

Ведущий (педагог).

Во дворце у королевы

Все ненастоящее.

Вещи у королевы

Все говорящие.

Чтобы у королевы

Лампу включить,

Надо лампе

Все объяснить!

После этих слов говорящий подходит к лампе, стоящей у ширмы, и в быстром или медленном темпе, громко или тихо произносит заготовленные слова-объяснения. Ребенок за ширмой старается все понять, затем громко и четко произносит услышанное. Если ошибки нет, педагог незаметно включает лампу. Теперь дети могут меняться ролями.

«Волшебное зеркало»

Цель. Развивать умение на слух различать слова и передавать их с заданной интонацией, мимикой и жестами.

Материал. Рамка напольного или другого зеркала или нечто ее заменяющее.

Содержание. Выбирают ребенка-зеркало и того, кто будет в него смотреться. Говорящий должен придумать, кем он предстанет перед волшебным зеркалом. Сообщение должно отвечать на вопрос «Кто я и откуда?» или «Кто я и что люблю делать?». Выбранные дети становятся по обе стороны рамки.

Ведущий (педагог).

У королевы

Есть странные сокровища,

Они то очень добрые,

А то совсем чудовища.

Скажи им два-три слова –

И все услышишь снова.

Говорящий представляется, используя все средства выразительности (вербальные и невербальные), а ребенок-зеркало пытается точно повторить их. Представление говорящего может быть сказочным, нереальным, например: «Я Шрек! Обожаю купаться в грязи и рычать вот так» или «Я Серебристый мотылек из Долины сладких снов». Затем дети все вместе, хором оценивают волшебное зеркало. Игру можно повторить несколько раз.

     Театрально-игровые приемы помогут и воспитателям и учителю-дефектологу в процессе решения коррекционных и коррекционно-воспитательных задач. Использование театрально-игровых приемов на занятиях по развитию речи – это метод разностороннего развития и более качественной подготовки детей с общим недоразвитием речи к школьному обучению.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАГАДОК В РАЗВИТИИ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 
Игра «Отгадай загадку»

Игра такого типа подойдет детям 3-4 лет. В загадках в сжатой форме описываются наиболее яркие признаки предметов или явлений, поэтому их отгадывание формирует способность к анализу, обобщению, умение выделять характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей, помогают увидеть переносные значения слов, учат образному мышлению. Чтобы вызвать у ребенка интерес к доказательству, обращайте его внимание на то, что, если отгадка приводится без доказательства, возможен другой ответ. Например, «Красная девица сидит в темнице, коса на улице». Дети, как правило, быстро находят ответ на вопрос «Что это?», а вот в доказательствах затрудняются. На вопрос «Почему?» обычно отвечают: «Потому что красная». Необходимо обратить внимание детей на другие признаки, указанные в загадке. Если дети поймут, что «сидит в темнице» означает «растет в земле», тогда можно задать вопрос: «А не редис ли это? Ведь тоже в земле растет и тоже красный?». Обратите внимание малыша на то, что «в темнице сидит» именно «она», поэтому предметы мужского рода (лук, чеснок, редис) сразу отпадают. Ребенок должен усвоить: даже незначительные на первый взгляд детали играют существенную роль в доказательстве. Затем обратите внимание на то, что «она» растет на грядке: «Может быть, автор загадки имел в виду свеклу? Ведь она тоже красная». Пусть малыши порассуждают. Предложите свою версию: свекла на самом деле не красная, а темно- бурая. Объясните, что словосочетание «красная девица» имеет еще и другое значение: автор имел в виду прежде всего не цвет, а ее красоту. Те же самые наводящие вопросы можно использовать, если ребенок не знает отгадки. Так он будет учиться думать, доказательно излагать свои мысли, строить рассуждения. Младшим дошкольникам можно предложить следующие загадки.

КТО ТАКИЕ «ГУЛЕНЬКИ»?
(Использование произведений художественной литературы

в развитии речи младшего дошкольника)

Дошкольники очень восприимчивы к слову, все быстро запоминают и воспроизводят: у них активно «работает» непроизвольная память, т. е. они запоминают все буквально, даже не желая того. Образная, богатая синонимами, эпитетами и описаниями речь у детей младшего дошкольного возраста- явление крайне редкое. А между тем овладение речью в возрасте 3-4 лет имеет ключевое значение: именно этот период наиболее сензитивен к ее усвоению.
Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. В словаре В.Даля под речью понимается «что-либо, выраженное словами, устно или на письме; предложение, связные слова, в коих есть известный смысл. К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают процесс развития речи малыша на самотек. Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером и у телевизора), редко слышит рассказы и сказки из уст родителей, а уж систематические занятия по развитию речи- явление чрезвычайно редкое. Поэтому закономерны те проблемы, с которыми сталкиваются родители и воспитатели, ставя задачу развития речи дошкольника с младшего возраста. Назовем наиболее типичные.
· Состоящая лишь из простых, как правило, нераспространенных предложений речь ( так называя «ситуативная речь»). Неумение грамматически правильно построить распространенное предложение. Однословные ответы на вопросы ( да, нет, хорошо, плохо).
· Лексически бедная речь, недостаточный словарный запас, неумение подобрать синоним, назвать признак предмета.
· Использование в речи сленговых слов, рекламных клише (результат просмотра телепередач, рекламных роликов), нелитературных слов и выражений.
· Неспособность грамотно сформулировать вопрос.
· Неспособность построить монолог, например сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ короткого текста своими словами.
· Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, нежелание и неумение объяснить свою позицию, точку зрения, обосновать просьбу, выразить протест.
· Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д..
· Плохая дикция.
Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием младших дошкольников. Особое место в этом процессе отводится использованию художественных текстов: потешек, колыбельных песен, сказок, детских стихов, пословиц и поговорок и т.д.
Известно, что художественная литература- это и волшебный мир, в который с удовольствием погружается ребенок, и источник информации об окружающем мире, и необходимое условие нормального речевого развития. Поэтому, пользуя определенные формы работы с художественной литературой, родитель становится активным участником процесса речевого развития младшего дошкольника. В качестве материала для развития речи дошкольников предлагаются произведения малых жанров (колыбельные песни, потешки, поговорки, скороговорки, считалочки, загадки). Это обусловлено возрастными особенностями младших дошкольников, прежде всего свойствами их памяти, а также способностью концентрировать внимание лишь короткий период времени.
1. Чтение (или пение) колыбельных песен и потешек- читайте малышу, начиная с раннего возраста, потешки, колыбельные, прибаутки; при этом следите за четкостью произношения, интонацией, эмоциональностью. Колыбельные песни и потешки- бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек. Колыбельные и потешки обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова (например: котя, котенька, коток; коза, козонька и т. д.), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочитаний. Положительная эмоциональная окраска колыбельных и потешек делает освоение речи более успешным; повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух.
2. Знакомство с пословицами и поговорками и их активное использование в ежедневной речи- произнесение поговорок и скороговорок полезно для всех детей, даже если с дикцией у них на первый взгляд все в порядке. У младших дошкольников еще недостаточно координировано работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, слова, торопятся, проглатывают окончания, другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Нужно помнить, что дикция вырабатывается на специальных занятиях: никто от природы не обладает идеальным произношением.
3. Знакомство со считалками и их активное использование при формировании грамотной образной речи- считалка является малым жанром детского фольклора. Кроме фольклорных считалочек существуют литературные, созданные конкретным писателем
(С. Михалков «Котята».
Э. Успенский «Тигр вышел погулять»
Л. Фадеева «Научилась я считать»
Д.Харме «Веселые чихи»
Е.Благинина «Раз- два- синева!..» и др.)
Особые способы рифмовки, а также частое использование в повседневной игровой деятельности делают считалки незаменимыми для развития речи.

Если в художественном тексте встречается незнакомое слово, необходимо объяснить его значение. Особое внимание уделяется знакомству с эпитетами, сравнениями, метафорами и другими художественно-выразительными средствами языка. Отвечая на вопросы взрослого, описывая предложенные картинки и собственные рисунки, участвуя в собственной игровой деятельности, ребенок использует средства, с которыми его познакомил взрослый.

ЛОГОРИТМИКА  ДЛЯ  МАЛЫШЕЙ

Обучение правильному звукопроизношению – это одно из направлений развития речи детей 3-4 лет.
Одним из видов речевой работы является логоритмика. Она помогает соединить речь с движением, способствует развитию чувства ритма, нормализации и регулированию темпа высказывания (Э.Жак-Далькроз, В.А.Гринер, Г.А.Волкова).
Фонетическую и логопедическую ритмику с успехом используют в психотерапии как часть кинезотерапии («терапия (лечение) движением»).
Занятия ритмикой с детьми, имеющими слуховые, речевые, двигательные и интеллектуальные нарушения способствуют решению коррекционных задач.
Логоритмические занятия включают двигательные, речевые и дыхательные упражнения, пальчиковые и подвижные игры, упражнения на развитие внимания и памяти, танцы под ритмодекламацию, простую артикуляционную гимнастику, песни и стихи, сопровождающиеся движениями, упражнения на релаксацию.
Большое значение на логоритмических занятиях имеет музыка.

ТАЛАНТЫ ДЕТЕЙ – НА КОНЧИКАХ ИХ ПАЛЬЦЕВ

При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений используют разнообразное спортивное оборудование, игрушки и мелкие предметы. Личный контакт с каждым ребенком, атмосфера увлеченности и радости помогает детям чувствовать себя уверенно при проведении подобных упражнений.
Для того чтобы их выполнение стало увлекательной игрой, можно использовать разнообразные приемы:
Восторг вызывает создание запланированного беспорядка – разрывание цветной бумаги на мелкие кусочки, подбрасывание вверх, любование их полетом («разноцветный бумажный дождь») с последующим сбором обрывков и выполнением аппликации «Радуга»
Летом прекрасным тренажером для развития мелкой моторики является песок. Дети оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, глубоко погружают руки в чистый сухой песок, просеивают его между ладонями. Строительство дорог, туннелей, гор, мостов, рисование по мокрому песку пальцами или палочкой, выкладывание узоров из мелких камешков – увлекательное занятие.
С удовольствием дошкольники играют в «археологов» - проводят раскопки в песке. Используя палочки, щепки и
кисточки, малыши «обнаруживают» в песочнице спрятанные «клады», мелкие игрушки и т.д.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛНОЦЕННОЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 
Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых – родителей, членов семьи, педагогов дошкольного учреждения и др.) сначала механического (рефлекторного), а затем все более и более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние прежде всего выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение театральных представлений, выставок, концертов и т.д.
 
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Родителям следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом. Полезно ежедневно выполнять до 3 минут дыхательные упражнения и игры.
Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов.
Профилактика заболеваний ЛОР-органов: острый и хронический ринит, риносинусит, искривление носовой перегородки, полипы носовой полости, увеличение аденоидов и т.д. – важный компонент работы по развитию звукопроизношения дошкольников. Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются именно эти заболевания. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, неба.
Так например: хронический ринит приводит к постоянной заложенности носа, затрудняет дыхание. Со временем ребенок привыкает дышать ртом, вследствие чего у него может увеличиться размер языка, что приводит к возникновению интердентального(межзубного) сигматизма и т.д.
Дыхательная гимнастика
Для профилактики и лечения этих заболеваний, а также формирования правильного носового дыхания необходимо ежедневно проводить следующую дыхательную гимнастику:
*  Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице – сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5 – 6 раз).
* Сделать по 8 – 10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем – через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.
* Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
* При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.
* Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукивание по крыльям носа произнести звуки «ба-бо-бу» и «г-м-м-м».
* Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3 – 4 раза).
* Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Беззвучно произнести звук «а-а-а» (5 – 6 раз).
* Полоскать горло 1,5%-м раствором морской (поваренной) соли.
 

ПЕРЕСКАЗЫ КРУГЛЫЙ ГОД

В старшем дошкольном возрасте речь детей интенсивно развивается. Она служит источником знаний об окружающем мире, средством общения и взаимопонимания людей. В связи с этим важное значение приобретает умение детей пользоваться связной речью.
Следует помнить, что темпы овладения языком у детей неодинаковы. При раннем темпе речевого развития рассказывание без специального обучения появляется в 4-5 лет. Дети пересказывают любимые сказки и самостоятельно сочиняют истории, действуя с игрушками. Нормально, если в семь лет они могут самостоятельно рассказать знакомую традиционную сказку, составить небольшое устное сочинение по картинке.
У дошкольников постепенно формируется такая форма речи, как монолог. Она возникает вследствие желания детей поделиться своими мыслями, чувствами, знаниями об окружающем мире. В отличие от диалога, монологическая речь отличается развернутостью, потому что слушателей необходимо ввести в обстоятельства событий, достичь понимания своего высказывания. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи, опирается на мышление, логическую последовательность. Чтобы монологическая речь была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные, распространенные предложения. Кроме того, речь должна быть четкой и внятной. При этом она приобретает форму короткого рассказа, в котором обязательно отражается что-то, взволновавшее рассказчика. Дошкольники, как правило, любят рассказывать знакомые сказки, пересказывать прочитанное, передавать содержание мультфильмов. Но они не всегда удерживают логику событий, путают факты и их последовательность.
В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами монологической речи: пересказом и рассказом (правда пока еще в в элементарной форме). Пересказ – это наиболее легкий тип речевой деятельности, так как дети излагают готовое содержание и пользуются готовой речевой формой. Важно, чтобы они могли осмыслить текст, передать его свободно, но с сохранением основной лексики автора. Передача событий при пересказывании происходит в определенной последовательности: экспозиция – вступление; развитие действия – основное содержание; развязка – окончание.

Важное место в развитии монологической речи занимают игры и упражнения с лексическим содержанием, которые являются необходимым условием развития смысловой стороны речи. Большое значение в них имеет сравнение разных предметов и объектов, выделение в них различных свойств и функций. Сравниваться могут как реальные объекты (игрушки, картинки, предметы одежды, мебели и т.п.),так и воображаемые ситуации (действия веселого и грустного медвежонка, погода ранней и поздней осенью, настроение персонажа до и после описанного события). Словарные упражнения, предваряющие рассказывание, способствуют обогащению связной речи детей точными и образными словами и выражениями.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ  С  ОКРУЖАЮЩИМ

Ощущения и восприятия – первая ступень в познании мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений… Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию
органов чувств и восприятия.
Е.Тихеева
Младшему дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремиться к активному взаимодействию с окружающим его миром. Именно в этом возрасте возникают первые представления о среде, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни. Он учится самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.
Воспринять же окружающее с наибольшей полнотой ребенок может лишь при помощи взрослого, который не только называет ему то, что он видит, но и обращает его внимание на окружающее, объясняет новое. Благодаря речи взрослого ребенок выделяет из множества впечатлений то, на которое надо обратить внимание, способен осмыслить то, что видит. Расширяя под руководством взрослого свой жизненный опыт, дети научаются устанавливать причину и следствие того или другого явления, понимать и задавать вопросы.
Главным источником получения детьми знаний является ближайшая среда – дом, семья, детский сад, родная улица. Это мир взрослых, с которыми ребенок общается, мир предметов, которые помогают ему познать окружающую действительность. Основной способ познания – чувственный (сенсорика, сенсомоторика). Активно развивающиеся в данный период органы чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) способствуют этому. Ребенок не только познает окружающее, но и эмоционально откликается на воспринятое.
Основными методическими приемами, применяемыми в работе с детьми третьего года жизни, становятся поручения, вопросы, игры ознакомительного характера. Взрослый все время привлекает ребят к помощи ему самому и другим малышам. При этом дети не только показывают или приносят предмет, но и рассказывают о нем, спрашивают, можно ли взять игрушку. Дав поручение, обязательно следует спросить позже, как оно выполнено. Чтобы побудить ребенка к высказыванию, надо задавать ему вопросы, причем нужно следить за тем, чтобы они были разнообразными по содержанию.
В играх ознакомительного характера становится конкретная задача: вызвать умственную активность ребенка, в которой он опирается на различные средства наглядности: пирамидки, матрешки, фигурки домашних и диких животных, посуда, предметные картинки с изображением животных, птиц, фруктов, овощей, транспорта и др. В работе помогут также настольно-печатные игры – лото, разрезное лото, парные картинки. Дидактический материал является одним из средств, облегчающих процесс обучения детей.

Разделы сайта