Организация питания
Уважаемые родители!
Произвести плату за питание в учреждении дошкольного образования можно:
- через АИС ЕРИП (инфокиоск, банкомат, интернет-банкинг и др.)
- через банк.
Во избежание различных неприятных ситуаций, распечатайте и сохраните чек об оплате, чтобы в любой момент можно было подтвердить факт оплаты.
При первичной плате за питание воспитанника родители осуществляют данную процедуру только через оператора банка, т.к. фамилия, табельный номер и сумма к оплате не будет найдена в базе данных ЕРИПа. Необходимо сообщить оператору банка, что плата производится для вновь поступившего ребёнка в учреждение образования.
Плата за питание производится не ранее 10-го числа после выставления базы за текущий месяц. Все платы, проведённые ранее указанного срока, относятся к базе прошедшего месяца, суммы платежа не будут соответствовать действительности.
Плата за питание производится до 25 числа текущего месяца. В случае не своевременной оплаты руководитель учреждения (заведующий) на основании Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 307 "О размере и порядке взимания платы за питание детей в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования", снимает ребёнка с довольствия до погашения долга.
Льгота по плате за питание предоставляется ТОЛЬКО после предоставления всех документов. Справки на предоставления льгот должны обновляться ЕЖЕГОДНО в начале года.
Для родителей имеющих 2-х детей получающих дошкольное образование в РАЗНЫХ дошкольных учреждениях необходимо представлять документы (справки) подтверждающие зачисление в дошкольные учреждение и своевременно информировать руководителей о выбытии одного из дошкольных учреждений.
При выявленных фактах несвоевременного информирования производится перерасчёт со дня выбытия.
ОПЛАТА ЗА ПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ
Согласно постановлению правительства № 458 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317», с 15 июля денежные нормы расходов на питание школьников и дошкольников выросли на 9-13% в зависимости от вида учреждения, времени пребывания и возраста обучающихся.
При длительности пребывания в детском саду 10,5 часов родители платят:
- на ребенка от 1 до 3 лет – 3,26 руб. в день (ранее – 2,96 руб.) – в месяц получается около 70 руб;
- на ребенка от 3 до 6 лет – 4,71 руб. в день – около 100 руб. в месяц.
Льготы по оплате за питание для воспитанников дошкольных учреждений:
- на 30 % стоимость снижается для семей с 2-мя детьми, посещающими детский сад.
- на 50 % меньше платят семьи с 3-мя и более детьми до 18 лет; семьи, проживающие на территории радиоактивного загрязнения; опекуны, приемные родители, родители-воспитатели детских домов семейного типа, детских деревень (городков).
Не взимается плата с:
- родителей детей-инвалидов, детей, страдающих онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;
- членов некоторых семей военнослужащих (полный список смотрите на Национальном правовом портале).
Круглый стол с родителями «Правильное питание дошкольников»
Актуальность: правильное питание является одной из основных составляющих здорового образа жизни. Отсутствие правильного питания препятствует разностороннему развитию дошкольника. С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. Именно в дошкольном возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что правильное питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни.
Цель: выявление степени информированности родителей о правильном и здоровом питании детей.
Задачи: способствовать формированию привычки правильного питания в семье; согласовать действия педагогов и родителей по вопросу здорового и правильного питания детей.
Участники: воспитатели, родители.
Материалы, оборудование: анкета на каждого родителя, памятка «Это следует знать», «Цветок здоровья».
Пропедевтическая работа: изготовление памяток «Это следует знать!», анкетирование родителей «Правильно ли питаются наши дети»
План проведения:
- Вступительный этап – приветствие родителей.
- Основная часть – введение в проблему; обратная связь с родителями; обсуждение с родителями памятки «Это следует знать!»; тестирование родителей, «В каких продуктах живут витамины» (Цветок здоровья).
- Подведение итогов круглого стола.
Вступительный этап
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с вами затронем наиболее важный на наш взгляд вопрос «Правильно ли питаются наши дети?».
Основная часть
Введение в проблему: Правильное питание в семье - это залог здоровья ваших детей и всех членов семьи. Согласитесь, все вы родители, хотите создать своему ребенку лучшие условия для успешного жизненного старта, и начинать нужно с правильного детского питания. Необходимо правильно подбирать пищу и помогать ребенку, выбирать положительное отношение к здоровой и правильной пище. Чем шире и разнообразнее набор продуктов, тем полноценнее питание ребенка. Но, к сожалению, мало кто может утвердительно ответить на вопрос «Правильно ли мы кормим своего ребенка?». Какой ребенок сам откажется от конфетки или шоколадки, в пользу молочной каши. Как научить ребенка любить разнообразные супчики, тушеные овощи. Давайте, уважаемые родители, поищем ответ на это вопрос сегодня.
Обратная связь с родителями: - Уважаемые родители, как вы думаете, нужно ли спрашивать ребенка, что ему приготовить? (ответы родителей). Часто мамы проявляют большой интерес к питанию детей, и тем самым усложняют дело. Будет лучше, если вы, уважаемые родители, будете готовить ребенку вкусную и здоровую пищу и доверять его аппетиту. Следующая проблема, тоже часто встречающаяся – Что вы, уважаемые родители, делаете, если ребенок плохо или медленно ест? (ответы родителей). Скорей всего это его обычный аппетит и темп еды. Не надо подгонять и настаивать, чтобы ребенок все съел. Нужно показывать ребенку, как аккуратно есть, и пользоваться салфеткой. Также, можно процесс организации правильного питания строить на основе игрового метода. – А какие продукты необходимы человеку, чтобы быть здоровым? (ответы родителей). Такой же вопрос мы задавали вашим детям, проводили тематические беседы. И вот что они ответили – молоко полезно, чтобы вырасти и быть сильным, нужно есть каши, овощи, фрукты. Тем самым, проведя беседы с детьми, мы убедились, что наши дети имеют представление о правильном и здоровом питании. - Соблюдаете ли вы режим питания ребенка? Сколько приемов пищи вы планируете в течении дня?(ответы родителей). Режим питания важен в любом возрасте, но его значение особенно велико для детей. Нерегулярное питание создает дополнительные нагрузки для возникновения различного рода нарушений как физического, так и психологического здоровья. Регулярное питание призвано обеспечить равномерную нагрузку в системе пищеварения в течении дня, вот почему в дошкольном возрасте предусматривается 4-5 приемов пищи, через каждые 3-4 часа.
Обсуждение памятки для родителей «Это следует знать!» (родители по очереди зачитывают пункты памятки и высказывают свое мнение).
Памятка «Это следует знать!»
-Формирование привычки правильного и здорового питания начинается с раннего детства.
-Детям надо кушать полезные продукты – овощи, фрукты, рыбу, мясо. Есть продукты полезные и не очень полезные.
- Очень важно желание родителей вести здоровый образ жизни и собственное питание.
- Процесс организации правильного и здорового питания детей может, строится на основе использования игрового метода.
-Необходимо объединять усилия педагогов и родителей в достижении поставленных задач.
-Большую роль играет и количество потребляемых продуктов, и режим питания.
Тестирование родителей, «В каких продуктах живут витамины» - А сейчас, уважаемые родители, мы проведем небольшое тестирование «В каких продуктах живут витамины». Перед вами за нашим круглым столом «Цветок здоровья». На обратной стороне лепестков написаны названия витаминов, ваша задача, по очереди отрывать лепесток, прочитать название витаминов и назвать продукты, в которых он содержится (ответы родителей).
Рефлексия
И в заключение нашего круглого стола, хочется добавить: Закладывая в детях привычку, есть разную пищу, вы, уважаемые родители, должны набраться терпения, так как положительное отношение к еде у детей формируется очень долго. Необходимо с раннего детства воспитывать у ребенка полезные привычки, умение заботиться о своем здоровье. Сейчас мы вам раздадим памятки «Пять правил правильного питания».
Приложение памятка «Пять правил правильного питания»:
- Еда должна быть простой, вкусной и полезной.
- Не заставляйте ребенка есть через силу.
- Настроение во время еды должно быть хорошим.
- Ребенок имеет право на свои собственные привычки, вкусы.
- Научитесь правильно дозировать количество каждого блюда.
Консультация для родителей «Здоровое питание дошкольника»
Здоровье – это то, что желает каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Не иметь никаких отклонений в работе организма – невозможно. Сложившиеся социальные условия, научно-технические преобразования не способствуют сохранению здоровья. Но можно противостоять этим влияниям, приостановить разрушения организма, не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. Стоит только изменить свой образ жизни, и человек сможет чувствовать себя здоровым.
Здоровье наших детей во многом зависит от правильного, сбалансированного и чётко организованного питания. Продукты питания и приготовленная пища должны соответствовать физиологическим потребностям и возможностям детского организма.
Питание, по мнению авторов (Гогулан М.Ф., Мартынов С.М., Семёнова Н.А., Пустынникова Л.М. и др.), является одним их важных средств физической культуры человека. Питание оказывает огромное влияние на здоровье, физическое и умственное развитие ребёнка, а также на состояние его нервной системы. Поэтому вопросу питания необходимо уделять повышенное внимание.
Дошкольнику необходимо в доступной и интересной форме дать элементарные сведения о значении правильного питания, роли отдельных пищевых веществ (белка, витаминов) для нормального роста и развития каждого живого организма, полезности различных продуктов и блюд (молока, овощей, фруктов). Особое внимание детей должно быть обращено на наличие витаминов в продуктах питания и роль витаминов в жизнедеятельности человека, т.к. далеко не все взрослые знают, в каких продуктах содержатся те или иные витамины и не умеют подобрать грамотно меню, составить рацион питания. Сведения об этом, полученные ребёнком в дошкольном возрасте, становятся прочным руководством в его дальнейшей жизни.
Здоровье человека во многом определяется качеством его питания в детском возрасте, когда формируется пищевой стереотип, вкусовые пристрастия и привычки закладываются типологические особенности взрослого человека. Дошкольный возраст сопровождается интенсивным ростом организма, бурным течением обменных процессов, развитием и совершенствованием функций многих органов и систем, что требует достаточного поступления качественных пищевых веществ. Модель пищевого поведения также формируется в дошкольном возрасте. В их формировании важнейшую роль играет семья, где родители порой не уделяют достаточного внимания правильному и здоровому питанию ребенка. Яркая реклама продуктов, не имеющих никакой пользы, привлекает ребенка, что приводит к проблемам не только со здоровьем физическим, но и еще более опасным - психическим проблемам. В результате у детей развиваются не приносящие здоровья привычки в питании.
Именно в дошкольном возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия. [14, с. 34].
Сформировать культуру питания возможно через три основных направления:
1. Формирование представлений о роли и значении правильного питания для работы всего организма.
2. Воспитание культуры поведения и правил этикета за столом.
3. Соблюдение гигиенических требований.
Реализация этих направлений осуществляется при выполнении следующих задач:
- знакомить с правилами этикета, принятые в современном обществе;
- развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу, коммуникативные навыки;
- обогащать и расширять знания детей о рациональном питании и его роли для здоровья человека;
- воспитывать культуру поведения, самостоятельность при соблюдении правила гигиены;
- формировать умения детей отражать знания, впечатления в продуктивных видах деятельности;
- оптимизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста по формированию знаний о правилах правильного питания.
Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действиям инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Правильно организованное питание обеспечивает организм всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами и минеральными солями) и энергией.
Основным принципом питания дошкольников является максимальное разнообразие пищевых рационов, которое достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки. В повседневный рацион включены основные группы продуктов - мясо, рыба, молоко, яйца, фрукты, овощи, сахар, хлеб, крупы и др.
Подготовил воспитатель дошкольного образования Киреева Д.В.
Список использованной литературы
и электронных ресурсов
1. Алямовская, В. Г. Ребенок за столом: метод, пособие по формированию культурно-гигиенических навыков / В. Г. Алямовская. - М. : Сфера, 2006. - 64 с.
2. Гигиена и здоровый образ жизни / Л. И. Дурейко, Т. В. Трафимова, Н. Э. Романенко [и др.] ; под ред. Л. Ф. Кузнецовой. - Минск. : Тонпик, 2003. - 164 с. - (Родителям о здоровом образе жизни).
3. Дошкольникам о культуре питания: практ. Пособие в помощь воспитателям учреждений дошк. образования/сост. Н.Г. Болбат; ГУО «Мин. Обл. ин-т развития образования». – Минск: Мин. Обл. ИРО. 2014.- 60 с.
4. Дубинина, Д. М. Мир вокруг меня: учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с рус. яз. обучения / Д. Н. Дубинина. - 2-е изд., расш. - Минск: Нац. ин-т образования, 2012. - 144 с.
5. Ладутъко, Л. К. Ребенок познает рукотворный мир: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. - Минск : Зорны верасень, 2008. - 376 с.
6. Ладутько, Л. К. Ребенок познает рукотворный мир : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. - Минск : Зорны верасень, 2008. - 98 с.
Конспект занятия
Тема: «Вредные и полезные продукты питания»
Образовательная область: развитие речи и культура речевого общения,
искусство: лепка для воспитанников 4-5 лет
Программное содержание: формировать элементарные представления о здоровом правильном питании; о том, что продукты бывают полезными и вредными для зубов; закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями и соединять концы; воспитывать желание заботиться о своём здоровье.
Материал: игрушка Винни Пух, 1 корзинка, продукты: шоколад, конфеты, печенье, зефир, варенье, картинки с изображением продуктов, овощей, фруктов, тарелки зелёного и красного цвета, мольберт, магниты, пластилин, доски для лепки, салфетки.
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций с продуктами питания, беседа о продуктах питания, разучивание пальчиковых игр, экскурсия в магазин.
Ход занятия:
(Дети заходят в группу)
Воспитатель: Ребята, вы ни чего не слышите? Прислушайтесь! Кто же там? Слышите? А я слышу, что кто то плачет.
- Давайте подойдём поближе и посмотрим (воспитатель подводит детей к столу, на котором сидит медвежонок с перевязанной щекой, рядом корзинка).
Воспитатель: Винни Пух, что с тобой случилось и почему ты плачешь?
Винни Пух: Ой-ой-ой! Зубы болят!
Воспитатель: Винни Пух, а ты сегодня зубы чистил?
Винни Пух: Я всегда чищу зубы. Только забыл, когда нужно это делать? Помогите мне разобраться!
Воспитатель: Ребята, подскажите Винни Пуху, когда нужно чистить зубы? (дети отвечают – утром и вечером)
Винни Пух: Значит, я всё правильно делаю. Но зубы почему- то заболели!
Воспитатель: Винни Пух, тогда может, ты вредные для зубов продукты ешь?
Винни Пух: Не знаю я. Я всегда мёд ем и варенье, оно очень сладкое. О-очень вкусно!!! А сегодня я взял банку малинового варенья, только крышка не открывалась, и я её зубами грыз. Банку я открыл и варенье всё съел, а потом вот зубы чего- то и разболелись! (плачет).
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, правильно ли поступил Винни Пух? Что он не так делал? (ответы детей).
Воспитатель: Вот видишь,Винни Пух, ты не правильно поступил. Когда ты грыз крышку, ты повредил зубы. Да и кушаешь ты не полезные для зубов продукты.
- А что у тебя в корзине?
Винни Пух: Я же шёл к ребятам в гости и принёс им угощения (достаёт из корзинки шоколад, конфеты, печенье, зефир, варенье)
Воспитатель: Ой,Винни Пух! Да это же всё сладости! Но ведь от сладкого очень портятся зубы. Разве ты этого не знал! Дети, что же Винни Пух делал не так? (ответы детей)
Винни Пух: Значит зубы у меня болят, потому что я ем много сладкого?
Воспитатель: И ещё потому, что грызёшь твёрдые предметы – вот, например, крышку от банки. Этого делать нельзя!
Винни Пух: Что же мне делать? Я совсем запутался, что полезно кушать, а что нет!
Воспитатель: Давайте ребята, поможем Винни Пуху разобраться и поиграем.
Игра «Разложи картинки»
Воспитатель: У меня есть два обруча синий и красная. В синий мы положим полезные продукты, а в красный вредные. (воспитатель приглашает детей к столу, где заранее разложены картинки с продуктами. Дети берут по две картинки, по очереди подходят к столу, решают в какой обруч положить картинки. Когда все картинки разложены, дети садятся на стульчики. Воспитатель вместе с детьми разбирает, правильно ли разложены картинки).
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием правильно. Оказывается, что не вся еда полезна для нашего здоровья, есть ещё и вредные продукты.
- Давайте ещё раз повторим для Винни Пуха, какие полезные продукты вы
знаете? А что относится к вредным продуктам? (дети отвечают – овощи: капуста, морковь, фрукты: яблоки, груши,, каша).
Винни Пух: Теперь я всё понял!
Воспитатель: Ребята, что то наш Винни Пух совсем загрустил! У него болят зубки и ему грустно. Ведь вам же тоже грустно, когда у вас что то болит. Давайте его развеселим, поднимем ему настроение и поиграем в игру «Мишка по лесу гулял».
Подвижная игра «Мишка по лесу гулял»
Мишка по лесу гулял,
По тропинке топал,
Под кусточком задремал,
Никого не трогал.
А ребята в лес пришли,
Мишку увидали,
Ножками затопали,
Мишеньке сказали:
«Мишка с нами поиграй
И ребяток догоняй!»
(ребёнок-ведущий берёт Мишку в руки и догоняет других детей, пойманный садиться на стул)2-3 раза.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
(дети садятся на стульчики – обращается внимание на позу детей)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, у Винни Пуха поднялось настроение, значит и зубки его перестали болеть. Давайте ещё немножко с ним поиграем в «Четвёртый лишний». Но сначала, давайте настроим ваши глазки на то, чтобы они хорошо видели картинки на мольберте.
Упражнение для глаз: глазки закрыли – открыли, подняли вверх, опустили вниз, посмотрели влево, вправо, нарисуйте кружок глазками.
- Молодцы, а теперь посмотрите на мольберт. Внимательно рассмотрите картинки, и скажите, какая лишняя и почему?
(на полу выложены ряды с картинками, нужно выделить лишний предмет:1 ряд - капуста, лук, морковь, конфеты; 2 ряд – пирожное, мороженое, шоколад, яблоко; 3 ряд – сметана, молоко, сыр, варенье).
Воспитатель: Ну как Винни Пух, тебе понравилось с нами играть?
Ребята, а ведь Винни Пуху надо тоже чем-то угостить, он же принёс нам угощения, хоть и не совсем полезное.Винни Пух наш очень любит сладкое, а ещё он говорит, что любит баранки. Давайте сейчас слепим баранки для Винни Пуха (дети соглашаются).Воспитатель показывает настоящий баранок, и объясняет, как дети будут лепить.
Пальчиковая гимнастика «Баранки»
«Вот какие круглые бараночки у нас» - поочерёдно соединяют пальцы с большим пальцем на обеих руках одновременно.
Лепка «Баранки»
(Дети садятся за столы, на которых приготовлены доски, пластилин, салфетки, и лепят, раскатывая длинный столбик между ладонями, и соединяют концы.).
Воспитатель: Посмотрите ребята, как Винни Пух рад вашему угощению. Давайте сложим баранки в корзинку, чтобы он мог забрать их с собой.
Винни Пух: Спасибо вам ребята, что вы мне разъяснили, что нужно делать для того, что бы зубы не болели, спасибо за угощения. Мне было с вами весело, но мне пора домой в лес. (Мишка уходит)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы сегодня хорошо играли, помогли Винни Пуху разобраться, какие же продукты полезные, какие вредные, я надеюсь, вы тоже будете кушать поменьше сладостей, побольше полезных для здоровья продуктов. А ещё будете чистить зубы утром и вечером.
Дидактическая игра «Азбука питания»
для воспитанников 4-6 лет
Цель: дать знания о происхождении продуктов питания. О пользе их для организма, о блюдах, в состав которых они входят, классифицировать животную и растительную пищу.
Материал: наборное полотно, карточки с изображением продуктов.
Ход игры: ребёнок распределяет маленькие карточки на полотне, в соответствии с первой картинкой откуда пища пришла на стол (сад, огород, поле, животная пища и т.д.).
Вариант 1
«Что, где растёт?» (игра для детей 4-6 лет)
Цель: закрепить знания детей о том, где растут те или иные продукты питания.
Ход игры: дети сидят или стоят полукругом, воспитатель перед ними. Она показывает по одной картинке с изображением овощей, фруктов. Дети должны отгадать, где они растут.
Вариант 2
«Полезно-вредно» (игра для детей 4-5 лет)
Цель: закрепить знания о полезных и вредных продуктах.
Ход игры: Детям раздают картинки с изображением продуктов питания (до 4-5 наименований). Они должны прикрепить на полотно. В первую половину зелёного цвета раскладываются полезные продукты, в другую – красную раскладываются вредные продукты. Игра проводится после беседы.
Вариант 3
«Вершки-корешки» (игра для детей 4-5 лет)
Цель: закрепить знания детей о том, где растут овощи.
Ход игры: дети сидят или стоят полукругом, воспитатель перед ними. Она показывает по одной картинке с изображением овощей. Дети должны отгадать, что растёт в земле, а что растёт на грядке.
Игра «Полезно – вредно»
ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«ЭСТЕТИКА И КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»
Цель: Систематизировать знания педагогов по вопросам эстетики и культуры питания в детском саду.
Задачи:
1. Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов по культуре питания.
2. Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников игры.
Принципы деловой игры:
- практическая полезность;
- максимальная занятость;
- перспективы творческой деятельности каждого педагога.
Критерии оценки деятельности в деловой игре:
- уровень активности участников;
- педагогическое мастерство;
- умение находить оптимальные или наиболее простые и действенные решения;
- творческий подход к решению задач игры.
Ход игры:
Уважаемые педагоги! Сегодня мы собрались, чтобы поделиться опытом работы по эстетике и культуре питания в детском саду.
Культура питания в детском саду, наука необходимая в современной жизни. На воспитателей ложится огромная работа, научить ребенка полезно, вкусно, красиво, аккуратно питаться.
Правильное питание - одно из важнейших условий сохранения здоровья, нормального роста и развития ребенка.
Этикет – это французское слово, которое обозначает «свод правил поведения, обхождения, принятых в определенном обществе».
Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.
Формы этикета:
Речевой (словесное выражение уважения к людям).
Неречевой (поведенческие действия, в которых проявляется уважение к людям).
Разновидности этикета:
Деловой
Служебный
Семейный
Столовый
Гостевой
Подарочный
Танцевальный
Этикет телефонного разговора
Этикет в общественных местах
Уроки этикета уже начинаются в раннем возрасте. Ребенок в детском саду учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами (ложкой, ножом, вилкой), приобретает определенные навыки культуры питания – жевать бесшумно закрытым ртом, не разговаривать, пользоваться салфеткой по мере необходимости, благодарить за еду.
Подготовить красиво сервированный стол дети приучаются с младшего возраста: постелить скатерть или салфетки, расставить хлебницы и приборы.
Во время кормления детям говорят о приятном виде, вкусе, запахе пищи, ее полезности, стараются сосредоточить внимание каждого ребенка на еде.
Соблюдение детьми гигиенических требований – одна из обязанностей воспитателя во время проведения процесса кормления. Дети после окончания еды вытирают салфеткой рот, благодарят за еду и выходят из-за стола.
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу. Большое значение при проведении процесса кормления имеет все то, что включает в себя понятие эстетика питания.
Ведущая: Приглашаю поиграть
И проблемы порешать.
Что-то вспомнить, повторить,
Что не знаем, подучить.
Наша сегодняшняя игра командная. Участвуют 2 команды.
(Команды должны придумать названия своей команды соотносительно по данной сегодняшней теме). Жюри состоит из 2 человек. Жюри будут оценивать содержательность, оригинальность, эмоциональность выступления.
Максимальная оценка всех конкурсов - 3 балла.
Станция 1. Разминочная
Вопросы первой команде:
1. Чем берут хлеб из хлебницы?
2. Чем едят макароны?
3. Куда нужно положить ложку, размешав сахар в чае?
4. Какие фрукты едят руками?
5. В какой руке держат нож?
6. Как нужно наклонять тарелку с супом?
7. Что нужно делать, если вилка упала?
8. Как нужно разговаривать за столом?
Вопросы второй команде:
1. Как едят хлеб?
2. Чем едят рыбу?
3. Чем размельчают мясные блюда (котлеты)?
4. Куда нужно положить ломтик лимона, отжав его в чае?
5. Какие фрукты едят с помощью вилки и ножа?
6. В какой руке держать вилку?
7. С какой стороны убирают суповые тарелки?
8. Куда класть использованную бумажную салфетку?
Станция 2. Порядок сервировки стола на завтрак.
К завтраку на стол ставят: салфетницу, хлебницу, тарелку с порционным маслом, чашку с блюдцем (ручка чашки смотрит вправо), тарелку, вилка кладётся с левой стороны (зубцами вверх), нож (лезвие ножа смотрит на тарелку) с ложкой – с правой стороны. Посуду убирают слева от сидящего ребенка.
Станция 3. Порядок сервировки стола на обед.
К обеду стол сервируют похожим образом. На стол ставят: салфетницу, хлебницу, чашку с блюдцем и чайной ложечкой (чтоб ребёнок мог съесть ягоды из компота), тарелку для первого блюда, вилка кладётся с левой стороны от тарелки, нож с ложкой – с правой стороны
Станция 4. Порядок сервировки стола на уплотненный полдник.
К полднику стол сервируется, как и на завтрак — с единственным отличием: не подается масло.
Станция 5. Вопрос 2 командам.
С какого возраста вводится дежурство по столовой?
Ответ: Дети начинают со второй младшей группы, в конце учебного года. Дежурный помогает нянечке накрыть стол, за которым сам кушает. Дошкольник расставляет стаканы, кладет салфетки, ложки, ставит хлебницы.
В средней группе дети закрепляют навыки сервировки стола. Во втором полугодии обязанностей прибавляется: расставить блюдца, которые предварительно поставила на стол нянечка, вложить в стаканы, салфеточные формы привития культуры питания в детском саду разнообразны. Одной из них является дежурство. Дежурным по столам выдают нарядную форму, состоящую из колпачков и фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке дежурного».
Дежурить детки, убрать после еды хлебницы и стаканы с салфетками.
В старшей и подготовительной группах дежурные могут самостоятельно сервировать стол и прибираться после приема пищи. В обязанности дежурных входит не только расстановка посуды, но и, например, складывание тканевых салфеток. Это занятие очень способствует развитию мелкой моторики руки.
Станция 6. Стихотворная.
Мы дежурные сегодня.
Станем быстро помогать,
Аккуратно и красиво
Все столы сервировать.
Что сначала нужно сделать?
Будем руки чисто мыть.
Потом фартуки наденем,
Начнем скатерти стелить.
Мы салфетницы поставим,
А на самый центр стола –
Хлеб душистый, свежий, вкусный.
Хлеб всему ведь «голова».
Вокруг хлебниц хороводом
Блюдца с чашками стоят.
Ручки чашек смотрят вправо,
В блюдцах ложечки лежат.
Мы тарелки всем поставим,
Вилки, ложки и ножи.
Не спеши, как класть подумай,
А потом уж разложи.
От тарелки справа нож,
Ложка рядышком лежит.
Нож от ложки отвернулся,
На тарелочку глядит.
Ну а слева от тарелки
Нужно вилку положить.
Когда станем, есть второе,
Будет с вилкой нож дружить.
Станция 7. Найди продолжение пословицы о питании.
1 команде
1. Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
2. Аппетит приходит во время еды.
3. Без соли, без хлеба худая беседа.
4. Хлеб да вода – богатырская еда
5. Едешь на день, хлеба бери на неделю
6. Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо за хлебом.
7. Вашими бы устами мед пить.
8. Курочка по зернышку клюет да сыта бывает.
9. Будет день, будет пища.
2 команде
10. Все перемелется, мука будет.
11. Не единым хлебом жив человек.
12. В здоровом теле – здоровый дух.
13. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
14. Поработаешь до поту, так и поешь в охоту.
15. Хлеб всему голова.
16. Что есть в печи, все на стол мечи.
17.На вкус и на цвет товарищей нет.
18. Живем да хлеб жуем.
Ведущая: Сейчас я предоставляю свое место Горбовой Ларисе Васильевне, для того, чтобы она прошла с вами последние две станции и провела практическую часть.
Станция 8. Инсценировка «За столом»
Цель: совершенствовать педагогическое мастерство педагогов по воспитанию культуры поведения за столом: актуализирование проблемы, обмен опытом.
Материал для инсценировки: хорошо подготовить все необходимое для обеда, можно использовать игрушечную посуду.
Ход инсценировки:
I-я группа педагогов изображают обедающих детей, используя все приготовленное для этого. Их задача – совершить как можно больше ошибок: кушать неопрятно, громко разговаривать и т. д.
II-я группа педагогов изображает «воспитателя» и «помощника воспитателяля», методически правильно работающих с детьми.
Задача противоположной команды отметить все нарушения со стороны «детей», а так же отметить и дополнить (по необходимости) методы и приемы применяемые «воспитателем».
После инсценировки команды обмениваются мнениями и делают выводы.
Станция 9. «Сервировка стола»
Вы должны правильно расположить приборы на столе?
Материал для инсценировки: посуда для сервировки стола.
После инсценировки команды обмениваются мнениями и делают выводы.
Ведущая: Поздравляем, каждая команда прибыла на пункт назначения. За окнами температура воздуха самая комфортная, небо безоблачное, давление в норме. Просьба при выходе не забывать хорошее настроение и прошу следовать к столу.
Чаепитие за красиво сервированным столом.
Список литературы:
1. Ладутъко, Л. К. Ребенок познает рукотворный мир: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. - Минск : Зорны верасень, 2008. - 376 с.
2. Нефедова, К. П. Посуда и столовые принадлежности. Какие они?: книга для воспитателей, гувернеров и родителей / К. П. Нефедова. - М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2007. - 96 с. - (Серия «Знакомство с окружающим миром. Развитие речи»).
3. Поздеева, Т. В. Уроки нравственности: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Т. В. Поздеева. - Минск: Нац. ин-т образования, 2010. - 50 с. - (Серия «Мир детства»)